В современной школе много проблем, но одна из серьезнейших – снижение интереса учащихся к русскому языку. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Все это приводит к снижению грамотности, неумению правильно и логично выразить свою мысль, отстаивать свою точку зрения, косноязычию. Учитель русского языка понимает, что язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы каждый понимал другого, умел выразить мысль, отношение к чему-либо. Важно научить писать правильно слова, расставлять знаки препинания в тексте, но мы также не должны забывать, что содержанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова складывались в значимый смысл, чтобы человек умел правильно сказать, что он хотел донести до собеседника. На своих уроках учитель не должен забывать о коммуникативной направленности в обучении русскому языку, потому что многие выпускники школ весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Школьника на уроках необходимо научить чувствовать слово, осмысливать и понимать его лексическое значение. Это трудно, потому что здесь нужно выходить за рамки привычного понимания предмета. Что же необходимо сделать для этого? На мой взгляд, нужно увеличить работу с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. Школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, предложением, способствует развитию точной, правильной речи. При работе с учащимися учитель должен составлять учебный материал таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений и навыков, одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, речь и др. На уроке, например, можно предложить детям самостоятельно сформулировать задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет учащихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый учебный материал. Все это повышает активность школьников на уроке, вызывает у них интерес к изучаемому материалу. Они становятся активными участниками учебного процесса, уходит равнодушное выполнение заданий учителя. Весь учебный процесс происходит при полном осознании учеником и его участии. Таким образом, учителю обязательно нужно включать в свой урок живую ситуацию с творческим поиском и совместным нахождением пути решения той или иной проблемы, но еще не нужно забывать и про ситуацию успеха на уроке. Опытный учитель понимает, что именно положительные эмоции являются для ученика важнейшим стимулом в работе, поэтому он выстраивает свой урок четко, продуманно, с учетом многих факторов. Успех связан всегда с чувствами радости, эмоционального подъема, которые школьник испытывает в результате выполнения какой-то работы на уроке. Помня об этих положительных эмоциях, он и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу, т.е. у ученика будет положительный настрой на будущую учебную деятельность, у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, ведь успех внушает уверенность в собственных силах. Ситуация успеха всегда на уроке создается педагогом. Её последовательность достаточно проста и логична: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению задачи, проблемы), создание условий для успешного решения, сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда, деятельности на уроке). Все звенья данной цепи важны. В комплексе это обеспечивает условия успешного выполнения задания, усиливает активное отношение школьников к изучению языка, повышает результативность урока. Прочь уходит индифферентное выполнение программы. Ученик чувствует себя соавтором урока. Совместная деятельность учителя и учеников воспитывает любовь к упорному труду, учит тому, как надо учиться. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребенком. Его деятельность станет развивающей. В результате повышается грамотность, учащиеся логично выражают свои мысли, применяют в речи сложные конструкции. Урок русского языка должен обязательно стать сферой реализации творческих способностей учащихся. Он для школьника является образцом организации учебной деятельности. Урок должен быть напряженным, в меру трудным, но и одновременно приносящим удовлетворение, и тогда в совместной работе учителя и учеников станет отчетливо видно, что учиться – это интересно и что русский язык изучать нужно и важно, что внутренний смысл есть в каждом языковом явлении. Все это послужит толчком к тому, чтобы ученик стремился понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это первый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью. Далее обязательно в свои уроки необходимо включать художественные тексты. В работе нужно опираться именно на них, а не на отдельные предложения. Это важно, потому что логически законченный отрывок из художественного текста способен вызвать у слушателя эмоциональное переживание, способен заставить его задуматься над поднятой в нем проблемой. Помимо этого, использование текста дает школьникам образцы речи, показывает многообразие синтаксических конструкций, при помощи которых можно выразить свое отношение к происходящему. Очень важно, не только дать задания по тексту, но и помочь ученикам осмыслить текст. Как же этого добиться? Учитель в первую очередь должен обратить внимание на стилистические, лексические, синтаксические закономерности художественного текста. Но лингвистический анализ нужно начинать не с текста, а с ученика, исходить из его личности и интереса, поэтому к подбору текстов нужно отнестись очень ответственно. После прочтения текста обязательно настрой учеников на восприятие авторского замысла. Это достигается в результате небольшой беседы. Ученики говорят о своих ощущениях, чувствах, о своем отношении к прочитанному. Опытный учитель всегда знает, что каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником творчества, помогут раскрытию личностного отношения ребят к окружающей действительности, станут временем самовыражения, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой, потому что только реализация своих задумок, своих выводов приносит человеку настоящее удовлетворение. Только тогда просыпается у ребят интерес на уроке, когда язык становится в школьном преподавании тем, что он есть на самом деле: способом познания окружающего мира и самого себя. После такого небольшого лингвистического анализа, когда текст прочитан осмысленно, можно заниматься грамматикой. Текст будет восприниматься легче, задания будут понятны, и их будет интересно выполнять. Ребенок в этом случае может сказать: «Я – исследователь». Сам по себе этот процесс не возникает, он направляется творческим взаимодействием учителя и учащихся, основанным на диалогичности, проблемности, уместности вопросов и заданий. При кажущейся самостоятельности творческого поиска учащегося учитель актуализирует процесс познания, предлагает модели речевого поведения, и тогда путь от текста к слову, от слова к орфограмме, от проблемного вопроса и анализа фактов к формулировке правила будет легче для ученика, интереснее ему будет изучать все языковые явления и находить в них закономерности. Библиографический список · Тандит С.В. О воспитании интереса к русскому языку. Журнал «Русский язык в школе» № 6, 1991. · Мурашов А.А. Обучение русскому языку и грамотность. Журнал «Русский язык в школе». № 6, 1999.