НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Щерба Н.В. Роль интонации в семейном воспитании ребенка.

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Важным фактором в формировании и развитии речи малыша является социальная среда. Для маленького ребенка это семья: мать, отец, бабушки, дедушки и другие ее члены. Не понимая значения слов и фраз, новорожденный способен реагировать на интонацию, выделять материнский голос от других голосов, в свою очередь и мать способна узнать своего малыша по крику.
 Значение интонации в жизни человека велико: она передает эмоциональное состояние говорящего, выражает его внутренне отношение к тому, что он говорит. Интонация позволяет сделать речь человека индивидуальной и представляет собой более сложную структуру в отличие от фонем. Она включает в себя такие параметры, как: мелодику, ритм, длительность, интенсивность, ударение, паузы, темп, тембр и др.
По мнению многих авторов, ритмико-интонационная сторона речи у ребенка вступает на  более высокий уровень, чем слово и предложение. О. Е. Грибова утверждала, что в процессе становления речи ребенка, интонационная составляющая, является основой развития смысловой стороны высказывания.
Доказано, что, находясь во внутриутробном периоде развития, малыш уже слышит голос матери, ее пение. По мнению Р. И. Асафьева, любая гармония звуков имеет интонационную природу, поэтому так важно для ребенка слышать колыбельные песни матери, ее ласковый голос, приятный тембр.
Как показали исследования М.М. Кольцовой, в первые месяцы жизни
при общении со взрослым слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, в который входит положение тела ребенка, обстановка, вид говорящего, его голос и интонация. [2; с.30].
 Малыш не только на биологическом, но и на психологическом уровне воспринимает от матери первообраз языка, его интонацию, что впоследствии непременно отразиться в его лепете. Поэтому так важно на первых порах развития ребенка разговаривать с ним, не бояться петь мелодии, читать малышу сказки, прибаутки, ритмические потешки и т. д.
Прививая интерес к звукам окружающего мира, к человеческому голосу, у ребенка происходит ответная реакция на голосовые и слуховые раздражители, формируется слуховое восприятие, развивается фонематический слух. У малыша уже появляются первые предпочтения, например, к женскому голосу, к определенным вокальным произведениям: песенкам, прибауткам т. д.
Немаловажная роль в воспитании правильной речи ребенка принадлежит отцу и старшему поколению - бабушкам и дедушкам. Различие тембральной окраски, голосовых модуляций обогащают слуховые представления малыша, формируют образ интонационных различиях мужской и женской речи. Старшее поколение, имея богатый жизненный опыт, способно передать подрастающему поколению наследие народных песен, былин, сказок, потешек и прибауток. Ребенок начинает испытывать истинное удовольствие от общения с родными, прислушиваться к человеческому голосу, эмоционально реагировать на речь.
По мнению В. А. Гиляровского, интонационные игры положительно влияют на общий речевой тонус, настроение, развивают моторику, подвижность нервных процессов, активизируют кору. Нейропсихологами доказана эффективность овладения ребенком ритмико – интонационных выразительных средств языка в координационной работе левого и правого полушарий головного мозга. Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора ребенка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор. [2; с.35].
На протяжении всего развития ребенка его генетические биологические возможности реализуются в социальной культурной среде лишь в конкретных адаптивно целесообразных направлениях, и это создает из биологического организма человеческую личность… В этом заключается главный смысл данной ценностной перестройки, основы которой бессознательно закладываются поведением любящей матери. [3; с.30]
Таким образом, образцом в воспитании у ребенка правильной речи должна стать семья и первоочередное значение в этом отводиться матери. Только в социально благополучной семье, при достаточном количестве использования ритмико – интонационных средств воздействия на ребенка, с опорой на его слуховое восприятие, можно воспитать гармоничную личность, привить у ребенка любовь к родному языку.

Библиографический список

1.    Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема. - В. Новгород, 2006. - 23 с.
2.    Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.: АСТ: Астрель, 2007. - 242 с.
3.     Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М.: Астрель, 2005. - 206 с.
4.    Лурия А. Р. Развитие значений слов в онтогенезе // Хрестоматия по психолингвистики / Под ред. И. Н. Горелова, К. Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004




2022