Актуальность проекта.
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, к родному городу, родной стране в которой он живет.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашем городе, о стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знании о нашем городе и России в целом, о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Познакомить детей с символами родного города, государства: флаг, герб, гимн.
3. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Выборга, расширяя знания об его истории.
4. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых, показав ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
6. Развивать интерес к русской культуре, национальным костюмам и праздникам.
7. Познакомить детей с символами родного города и государства.
8. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление).
9. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
10. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
11. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
II. Основной (практический)
- реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
Общая характеристика проекта: проект состоит из трёх взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом моя крепость»
2. «Мой любимый город Выборг»
3. «Моя родина - Россия»
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Ожидаемые результаты:
Для детей:
· Закрепить с детьми знания символики родного города, государства, о русской культуре и о национальном костюме. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного города и об его истории.
· Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
· Разовьются художественное восприятие и эстетический вкус.
· Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
Для родителей:
· Успешное взаимодействие со своими детьми;
· Повышение психолого-педагогических компетенций.
· Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.
Для педагога:
· Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
· Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции, и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с и детьми.
Формы работы:
· экскурсии;
· непосредственно образовательная деятельность;
· пополнение развивающей среды,
· выставки детских работ, семейных коллекций
· тематические беседы;
· презентации;
· развлечения, досуги.
Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги группы.
Срок реализации проекта: долгосрочный - 9 месяцев.
Формы работы с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсия;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• выставки рисунков;
• слушание музыки;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• презентации
Формы взаимодействия с родителями:
• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• сотворчество детей и родителей.
Перспективный план работы по реализации проекта
Октябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
· Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
· Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
· Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»
Ноябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Задачи:
· Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
· Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
· Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
· Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»
Вернисаж рисунков ко дню Матери.
Фото-выставка «Я и мой любимый питомец»
Декабрь, январь, февраль
Тема: «История города Выборга».
Тема: «Символика нашего города»
Тема: «Достопримечательности города Выборга»
Тема: «Музеи нашего города»
Тема: «Скульптуры и их легенды»
Тема: «Памятники в нашем городе»
Тема: «Люди, защищавшие наш город»
Задачи:
· Вызвать интерес к истории возникновения города Выборга
· Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
· Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками Выборга.
· Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
· Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
· Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
· Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.
Формы проведения:
Презентации, видео: «История и достопримечательности Выборга», «Виртуальная прогулка по Выборгу», «Памятники нашего города», «Скульптуры и их легенды»
Фотовыставка «Любимые места моего города»
Экскурсия в музей «Рыцарский дом»
Привлечение родителей к созданию видеороликов «Маленький блогер»
Аппликация «Круглая башня».
Лепка: «Моя улица»
Выставка рисунков: «Выборгский замок», «Часовая башня», «Башня смерти», «Символ Выборга – Сова», статуя «Лось», «Медведь с вокзала», «Памятник неизвестному солдату».
Семейный мини-проект: «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями). «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Выборга?» (видеоролик)
Экскурсия в военно-краеведческий музей в Выборгском замке.
Беседы «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?», «Что значит быть настоящим мужчиной?»
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Видеоролик «Мой папа солдат»
Досуг «Моя малая Родина».
Март
Тема: «Моя родина Россия»
Тема: «Москва – сердце России»
Задачи:
· Формировать у детей интерес к получению знаний о России;
· Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре;
· Формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны;
· Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России;
· Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
· Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, встать на защиту государственных интересов страны.
Формы проведения:
Презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».
Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)
Рисование: «Кремль», «Весна в России», «Символы России –берёза, матрёшка»
Просмотр видеофильмов «Достопримечательности Москвы», «Интересные факты о России».
Беседы: «Москва –столица нашей родины», «Береза – символ России», «Государственные символы - России».
Изготовление альбома «Моя России».
Музыка: Гимн РФ, Песня «Край, в котором ты живёшь» (слова Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова); Танец «Прялица», «Аист на крыше», «Яблочко», «Марш барабанщиц» (Покровский марш), «Моя Россия» (Струве).
Пословицы и поговорки: «Родина любимая, что мать, родимая»; «Если дружба велика, будет Родина крепка»; «Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей»; «Родина-мать, умей за неё постоять!»; «Всякому мила своя сторона».
Подвижные игры: «Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-зарница», «Пятнашки».
Апрель
Тема: ««Мы все – жители планеты Земля»»
Тема: «Природные богатства России»
Задачи:
· Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле.
· Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре.
· Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.
· Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края.
· Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
· Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Формы проведения:
Презентация: «Россия – Родина моя», «Заповедники России», «Красная книга России», «Русская матрешка», «Как велика моя земля, как широки ее просторы», «Народные традиции»
Семейный проект: «Мы – таланты России».
Беседы: «Что символизируют цвета на флаге?», «Что такое красная книга?», «Разно-национальная Россия».
Лепка «Народны костюмы»
Рисование «Дети в национальных костюмах», «Животные России»
Создание альбома «Красная книга России»
Дидактические игры: «Узнай наш флаг (герб)», «Чей костюм?».
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»
Тема: «Мы эковоины детского сада №25».
Задачи:
· Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
· Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
· Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом.
· Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
· Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
· Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
· Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке»
Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»
Участие в акции «Гордимся и помним» (возложение цветов к памятнику неизвестного солдата)
Участие в экологической акции «Подари детскому саду дерево»
Видео «Виртуальное путешествие по лесам области»
Рисование «Мой любимый детский ад», «Парад победы», «Салют в честь дня победы»
Аппликация «Открытка ветерану»