Актуальность проекта. Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, к родному городу, родной стране в которой он живет. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности. В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашем городе, о стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Проблема:опрос среди детей показал, что у них недостаточно знании о нашем городе и России в целом, о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина». Цель:воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи. Задачи: 1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 2. Познакомить детей с символами родного города, государства: флаг, герб, гимн. 3. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Выборга, расширяя знания об его истории. 4. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину. 5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых, показав ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. 6. Развивать интерес к русской культуре, национальным костюмам и праздникам. 7. Познакомить детей с символами родного города и государства. 8. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление). 9. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. 10. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. 11. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений. Этапы работы над проектом: I. Подготовительный этап - постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта; - пополнение предметно-развивающей среды; - подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед; - подборка детской литературы по тематике проекта; - выбор материалов для реализации проекта. II. Основной (практический) - реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей. Общая характеристика проекта: проект состоит из трёх взаимосвязанных разделов: 1. «Мой дом моя крепость» 2. «Мой любимый город Выборг» 3. «Моя родина - Россия» Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования: - Познавательно-речевое развитие - Художественно-эстетическое развитие - Физическое развитие Ожидаемые результаты: Для детей: · Закрепить с детьми знания символики родного города, государства, о русской культуре и о национальном костюме. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного города и об его истории. · Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. · Разовьются художественное восприятие и эстетический вкус. · Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников. Для родителей: · Успешное взаимодействие со своими детьми; · Повышение психолого-педагогических компетенций. · Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность. Для педагога: · Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта; · Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции, и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с и детьми. Формы работы: · экскурсии; · непосредственно образовательная деятельность; · пополнение развивающей среды, · выставки детских работ, семейных коллекций · тематические беседы; · презентации; · развлечения, досуги. Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги группы. Срок реализации проекта: долгосрочный - 9 месяцев. Формы работы с детьми: • непосредственная образовательная деятельность; • совместная деятельность детей и педагогов; • экскурсия; • чтение художественной литературы; • беседы, ситуативные разговоры; • выставки рисунков; • слушание музыки; • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные) • презентации Формы взаимодействия с родителями: • консультации по проблемам патриотического воспитания детей; • сотворчество детей и родителей. Перспективный план работы по реализации проекта Октябрь Тема: «Летопись моей семьи» Тема: «Моя родословная» Задачи: · Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи; · Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. · Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов; Формы проведения: Беседа «Что я знаю о своей семье», Выставка детских рисунков «Моя семья»; Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье; Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная» Ноябрь Тема: «Герб нашей семьи» Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции) Тема: «Профессии моих родителей» Задачи: · Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов; · Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи; · Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; · Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности; Формы проведения: Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем» Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья» Вернисаж рисунков ко дню Матери. Фото-выставка «Я и мой любимый питомец» Декабрь, январь, февраль Тема: «История города Выборга». Тема: «Символика нашего города» Тема: «Достопримечательности города Выборга» Тема: «Музеи нашего города» Тема: «Скульптуры и их легенды» Тема: «Памятники в нашем городе» Тема: «Люди, защищавшие наш город» Задачи: · Вызвать интерес к истории возникновения города Выборга · Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; · Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками Выборга. · Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее. · Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита) · Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; · Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Формы проведения: Презентации, видео: «История и достопримечательности Выборга», «Виртуальная прогулка по Выборгу», «Памятники нашего города», «Скульптуры и их легенды» Фотовыставка «Любимые места моего города» Экскурсия в музей «Рыцарский дом» Привлечение родителей к созданию видеороликов «Маленький блогер» Аппликация «Круглая башня». Лепка: «Моя улица» Выставка рисунков: «Выборгский замок», «Часовая башня», «Башня смерти», «Символ Выборга – Сова», статуя «Лось», «Медведь с вокзала», «Памятник неизвестному солдату». Семейный мини-проект: «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями). «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Выборга?» (видеоролик) Экскурсия в военно-краеведческий музей в Выборгском замке. Беседы «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?», «Что значит быть настоящим мужчиной?» Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?» Календарные праздники: «День Защитника Отечества», Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны; Видеоролик «Мой папа солдат» Досуг «Моя малая Родина». Март Тема: «Моя родина Россия» Тема: «Москва – сердце России» Задачи: · Формировать у детей интерес к получению знаний о России; · Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; · Формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны; · Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России; · Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага. · Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, встать на защиту государственных интересов страны. Формы проведения: Презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва». Календарные праздники: «8 марта- женский праздник» Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи) Рисование: «Кремль», «Весна в России», «Символы России –берёза, матрёшка» Просмотр видеофильмов «Достопримечательности Москвы», «Интересные факты о России». Беседы: «Москва –столица нашей родины», «Береза – символ России», «Государственные символы - России». Изготовление альбома «Моя России». Музыка: Гимн РФ, Песня «Край, в котором ты живёшь» (слова Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова); Танец «Прялица», «Аист на крыше», «Яблочко», «Марш барабанщиц» (Покровский марш), «Моя Россия» (Струве). Пословицы и поговорки: «Родина любимая, что мать, родимая»; «Если дружба велика, будет Родина крепка»; «Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей»; «Родина-мать, умей за неё постоять!»; «Всякому мила своя сторона». Подвижные игры: «Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-зарница», «Пятнашки». Апрель Тема: ««Мы все – жители планеты Земля»» Тема: «Природные богатства России» Задачи: · Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. · Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. · Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране. · Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края. · Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. · Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды; Формы проведения: Презентация: «Россия – Родина моя», «Заповедники России», «Красная книга России», «Русская матрешка», «Как велика моя земля, как широки ее просторы», «Народные традиции» Семейный проект: «Мы – таланты России». Беседы: «Что символизируют цвета на флаге?», «Что такое красная книга?», «Разно-национальная Россия». Лепка «Народны костюмы» Рисование «Дети в национальных костюмах», «Животные России» Создание альбома «Красная книга России» Дидактические игры: «Узнай наш флаг (герб)», «Чей костюм?». Май Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.» Тема: «Мы эковоины детского сада №25». Задачи: · Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны; · Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну; · Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом. · Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды; · Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы; · Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе; · Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города. Формы проведения: Рассказ о детях-героях войны; Календарные праздники: «9 мая –День Победы»; Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке» Видео-презентация «Интересные факты о деревьях» Участие в акции «Гордимся и помним» (возложение цветов к памятнику неизвестного солдата) Участие в экологической акции «Подари детскому саду дерево» Видео «Виртуальное путешествие по лесам области» Рисование «Мой любимый детский ад»,«Парад победы», «Салют в честь дня победы» Аппликация «Открытка ветерану»