Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Бартенева С.И. Роль краеведения в духовно-нравственном становлении будущего специалиста


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


В статье анализируются проблемы духовно-нравственного воспитания специалистов через патриотическое воспитание, как составной части краеведения.
Одной из основных задач воспитания будущих специалистов является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном городе, крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как все, что человек видит с самого детства наиболее близко и понятно и вызывают познавательный интерес.
Около 130-ти лет назад К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». [1]
Перед современным обществом стоит задача вырастить полноценного специалиста, способного не только к решению профессиональных задач, но и человека высоконравственного, способного ставить и решать масштабные национальные задачи. Формировать систему нравственных ориентиров можно там, где хранят уважение к родному языку, к местной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это квалифицированный, высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, стремящийся к позитивным преобразованиям, укоренённый в духовных и культурных традициях народа Российской Федерации.
Первоочередная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Личность человека в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Важной воспитательной задачей современного образования является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Решению этой гуманной задачи способствуют внеурочная деятельность преподавателя, а также расстановка определенных акцентов во время учебных занятий.
Я, как педагог, одной из важных задач ставлю перед собой воспитание активной гражданской позиции обучающихся. Краеведение – одно из важных средств духовно-нравственного воспитания. Говоря о нравственном воспитании нельзя не упомянуть о патриотизме, как важнейшей ценности, интегрирующей не только социальный, но и идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. При проведении бесед со студентами я вижу, что по мере своего развития каждый из них постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Задача педагога развивать гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению Память о предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того, чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих – прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших священна.
Героизм воинов Второй мировой войны...
Мы не может знать всех поименно, но разве в имени дело? То, что свершили эти люди, не нуждается в комментариях. Даже не зная имен, мы вспоминаем о них добрым словом, и не случайно самое большое количество цветов – свидетельство памяти народной и преклонения – именно у Могилы Неизвестного солдата. И горит Вечный огонь, подтверждая: «Имя твое – неизвестно, подвиг твой – бессмертен!» Все они воевали не за собственное благополучие, воевали за свободу Родины, боролись за независимость народа. Потому и бессмертны они. Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят.
При проведении внеклассных мероприятий со студентами мы много времени уделяем рассказам о малоизвестных героях–курянах, участвовавших в боях за освобождение родного города, в битве на всемирно известной «Курской дуге». Студенты очень бережно, с большой любовью подбирают материал о воинах, позволивших нашей армии более шестидесяти лет назад выстоять в тяжелых боях и разгромить врага под Курском. Нельзя не назвать эти имена. Это Кореньков Василий Матвеевич – уроженец села Знаменка Обоянского района, ефрейтор Герой Советского Союза (1943 год), Лосев Алексей Пантелеевич – родился в селе Кремяное ныне Кореневского района, старший лейтенант Герой Советского Союза (1943 год), Морозов Иван Иванович – родился в селе Ивановское ныне Рыльского района, старший лейтенант Герой Советского Союза (1943 год). Все они принимали участие и отличились в боях на «Огненной дуге». Это имена немногих героев-курян. Но наша родная Курская земля вырастила и воспитала не один десяток героев, подвигами и трудами которых славится наш край, их кровью завоевана слава и могущество нашего Отечества, героизмом и самоотверженностью наших отцов и дедов будут вдохновляться следующие поколения.
Новые времена дадут нам новых героев, но помнить и чтить память прежних времен – наш долг и обязанность.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье наших выпускников и будущих специалистов.

Список использованных источников

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Вопросы воспитания. / К.Д. Ушинский. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 640 с. с.132–133
2.Герои Курской битвы – [Электронный ресурс] URL: http://kursk-sosh52.ru/
2019