Актуальные вопросы начального общего образования

Гоготова Н. М. Развитие пространственного мышления и мелкой моторики детей младшего школьного возраста посредством конструирования из бумаги

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


В настоящее время много внимания уделяется развитию конструирования и моделирования в начальной школе. Однако оценивая объективные возможности, самым доступным средством для моделирования является бумага. А оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений, вполне может занять достойное место в этом ряду, как начальное техническое моделирование.
Идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются огромное количество разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.
Уже четвертый год я веду курс внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами». Анализируя результаты, вижу как положительные, так и отрицательные стороны своей деятельности. Оригами раньше никогда не занималась и не преподавала. Однако собираюсь продолжить, внеся изменения в структуру учебного материала.
Что развивает оригами?
Мелкую моторику. У детей настолько слабые пальцы, что они с трудом могут согнуть и прогладить деталь. Усилия в оригами приходятся на мышцы кончиков пальцев. В отличии от статического напряжения мышц руки при удерживании ручки во время письма, в данном виде деятельности присутствует динамика - сгибание и разгибание мышц, напряжение и расслабление. Соответственно мышцы укрепляются, улучшается ловкость пальцев, координация движений, но мышцы не устают. Вслед за пальчиками укрепляются и мышцы всей кисти руки. Кисть поворачивается в разные стороны. В работе задействованы обе руки, в отличие от письма, когда одна рука перегружена, а вторая лежит в застывшем состоянии.
Внимание. Чтобы получить результат, нужно внимательно следить за учителем и слушать его Способность удерживать внимание – одна из главных составляющих успешного обучения в школе.
Усидчивость и аккуратность. Нужно приложить максимум стараний, чтобы добиться результата. Криво выполненный квадрат, неровная складка приводят к дефектам фигуры, когда невозможно продолжить складывание. А небрежно выполненная фигура не оживет, не раскроется её красота.
Память. Большинство фигурок состоит из одних и тех же базовых форм и последовательности действий, которые необходимо запомнить. Повторение действий приводит к развитию мышечной памяти. Как известно, мышечная память сохраняется в течении всей жизни. Оригами развивает и кратковременную память, когда нужно запомнить операцию и повторить ее самостоятельно.
Коллективизм. Необходимое качество при выполнении коллективных работ, особенно состоящих из нескольких одинаковых модулей. Особенно это качество развивает модульное оригами, когда для того, чтобы сложить одну фигурку, требуется множество одинаковых модулей. Дети быстро утомляются от однообразия, вот тут движущей силой выступает не только «Хочу», но и «Надо». Эго ребенка отходит на второй план, главной становится общая цель.
Терпение. Нужно уметь ждать, когда сделают все, чтобы выполнить следующий шаг.
Взаимопомощь. Дети, которые понимают и успевают быстрее, помогают отстающим.
Удовольствие от полученных результатов своего труда. Дети искренне радуются полученным фигуркам, играют с ними, фантазируют. Складывали поросят (как символ нового года), на магнитиках прикрепили фигурки на доску. Дети придумали дорисовать мелом заборчик. Получился загон для просят. Рисовали деревенский пейзаж в группах на ватманах. Дети сами придумали и выполнили различные фигурки – домики, лодочки, мордочки кошек, собак. Получились коллажи.
Игра. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, но и в начальной школе роль игры велика. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Здесь же хочется уточнить, что оригами - это не просто игра, а технологическая игра. Т.е. тот, кто не соблюдает технологию игры, не доходит до цели. В этой игре мы достигаем результатов в умении не просто слушать – а слышать, не просто смотреть – а видеть, сосредотачиваться на своей работе, не отвлекаться – а это для младших школьников очень сложно.
Расширение кругозора (каждая складываемая фигурка оригами сопровождается небольшим рассказом о ней, историей, игрой или фантазией).
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Развитие художественного вкуса.
Любая вещь должна быть красивой. Аккуратно и точно выполненные фигурки оригами восхищают своей красотой и гармоничностью.
Как я использую оригами в педагогической деятельности?
При проведении классных часов и праздников. Цветы в подарок маме, снежинки, ёлочные игрушки, звёзды на Новый год. Сердечки - валентинки ко дню Святого Валентина. Открытки, подарочные коробочки. Классные часы ко Дню защиты животных, тематические беседы «Мой любимый питомец», «День космонавтики».
На уроках литературного чтения - создание коллективных панно по прочитанным сказкам «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик-семицветик». На уроках технологии, изо, математики и даже окружающего мира.
В группе продленного дня - изготовление игрушек, которыми тут же можно поиграть, придумать сказку.
В проектной деятельности на этапе подведения итогов.
Проблемы при обучении оригами.
Неразвитый глазомер и неумение пользоваться ножницами.
Самая простая на взгляд взрослого операция, повторяемая от занятия к занятию – получить из прямоугольника квадрат и ровно отрезать лишний прямоугольник от листа бумаги, оказалась сложной задачей для многих детей в классе. И сейчас, спустя почти 4 года занятий, приходится контролировать даже эту простейшую операцию у некоторых детей. Возможно, что причина кроется в том, что в детских садах детям предлагается использовать уже готовую геометрическую форму - квадрат, поэтому данная операция получения квадрата из прямоугольного листа бумаги им не знакома. В последующей работе, когда придут новые первоклассники, постараюсь уделить большее количество времени именно умению ровно сложить квадрат, до автоматического навыка, подобрав простые схемы фигурок на основе этой базовой формы.
Курс внеурочной деятельности «Оригами» 34 учебных часа в год. Это один раз в неделю. Безусловно считаю, что этого мало. Необходимо заниматься оригами хотя бы дважды в неделю. Причем выполняя одну и ту же фигурку дважды. Обыграв форму подачи. Например, сегодня складываем снежинку для класса. А на следующем занятии унесем для украшения своей комнаты. Сегодня дарим цветы учителям или просто девочкам в школе, а на следующем уроке - для мамы. Такая последовательность мотивирует детей повторить и запомнить последовательность складывания фигурок. Дети в начальных классах часто болеют, поэтому более частые занятия оригами могут способствовать лучшему усвоению всеми учениками.
Часто вижу, что во время перемен дети, которым удалось запомнить последовательность складывания, самостоятельно складывают фигурки, получая при этом удовольствие от созидательной деятельности. Дополняют свои работы аппликацией, раскрашивают фигурки. Однако если дети не запомнили, то они уже и не пытаются воспроизвести.
Опираясь на свой опыт, могу сделать очень важный вывод: оригами - не простое развлечение на досуге, а мощный образовательный инструмент, который способствует развитию пространственного мышления, мелкой моторики рук, развивает другие качества, которые являются составляющими развития гармоничной личности.
Вашему вниманию предлагаю небольшой мастер класс.
В подготовительной группе детского сада и в 1 классе детям под силу выполнить проект «Мой питомец». Этот проект всегда вызывает отклик у обучающихся, потому что у многих есть домашние животные, являющиеся для подавляющего большинства важной частью жизни. Проект имеет свои цели и задачи.
В ходе проекта дети наблюдают, ухаживают, кормят своих питомцев. По окончании организуется презентация проектов.
На этапе подведения итогов я предлагаю детям выполнить две фигурки в технике оригами «Котенок» и «Щенок». Обе фигурки имеют одинаковую схему складывания, различаются лишь пути складывания ушей. После складывания дети раскрашивают мордочки своих изделий, придумывают им клички, играют с ними.
Считаю, что включение данного этапа развивает эмоциональную сферу ребенка, его чувства, снимает агрессивность, тревожность, коммуникативные навыки, развивает речь.

Библиографический список

1.       Эм Г.Э. Путешествие в страну оригами. 1-й год обучения. Пособие для учителей и родителей. Ростов н/Д: Легион, 2014. 160 с.
2.       Эм Г.Э. Путешествие в страну оригами. 2-й год обучения. Пособие для учителей и родителей. Ростов н/Д: Легион, 2014. 160 с.
3.       Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. — СПб.: Кристалл, 2008. 201 с.
2021