Актуальные вопросы начального общего образования

Калашникова Г.И. Методическая разработка образовательной деятельности (обучение грамоте) с младшими школьниками на тему «Первоклассная сказка. Прощай, Азбука!»

Библиографическое описание:
Калашникова Г.И. Методическая разработка образовательной деятельности (обучение грамоте) с младшими школьниками на тему «Первоклассная сказка. Прощай, Азбука!» // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Калашникова Г. И.

Цель: в игровой форме закрепить знания детей по курсу «Обучение грамоте».

Задачи:

- Воспитывать уважение к книге как к источнику знаний;

- Развивать интерес к чтению, актёрские способности, чувство дружбы и товарищества.

Оборудование: проектор, наглядность на доске, буквы, цветик-семицветик, Баба Яга, Избушка, Кузя.

Ход мероприятия

Ученик1.День сегодня необычный, Под музыку выходят два первоклассника

Удивить хотим мы вас.

В первоклассную мы сказку

Отправляемся сейчас!

Ученик2: Садитесь поудобнее, мы начинаем!

Учитель: Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь.

Там добрые герои – ты только в это верь.

Чудес на свете много, и в нашей сказке есть.

Вы скажете: «Что тут такого? Так вместе давайте смотреть!

Ну, что ж, друзья, в дорогу, войдём в волшебный класс!

Здесь встретится старое с новым – так было и будет сейчас!

Под русскую народную музыку выбегают Избушка на курьих ножках Б.Я. Избушка убегает от Б.Я.

Б.Я: Погоди же, избушка! Догоню, хоть я старушка, ты, избушка, не перечь, дай войти и лечь на печь!

Учитель. Добрый день, бабушка!

Баба-Яга. Да какой он добрый, день-то? Мы с избенкой не в ладах: Я - бултых, она - кудах. Весь день бегаем по лес и пугаем бедных птах.

Учитель. Да, непорядок! Ребята, ведь нам не нужны ссоры и плохое настроение? (Нет!)

Учитель: Б.Я, у нас все ребята воспитанные и умеют дружить. Не в ту сказку ты попала!

Баба-Яга.: А мне дети не указ! Да и моей избе тоже. Вон она, что хочет, то и делает. Хочу забрать у нее письмо, а она не отдает! А вы что тут собрались? (к детям)

Учитель.: У нас сегодня у первого класса праздник «Проводы Азбуки».

Избушка: Аааа! Это для вас письмо у меня! Но я вам его не отдам! Сейчас сама прочитаю!

Баба-Яга: Я буду читать! (пытается забрать себе письмо) Избушка: Нет я, я, я!

Баба-Яга: Я - последняя буква в алфавите. И не якай, пожалуйста, это неприлично.

Избушка: Ну, не знаю, прилично это или неприлично, а вот буквы я уже выучила.

Баба-Яга: Отдай письмо!

Избушка: А скажи волшебное слово. Его дети знают. Правда, ребята. (Пожалуйста)

Баба-Яга: А ты проверь, знают ли первоклассники еще какие-нибудь «волшебные» слова?

Избушка: Сейчас проверим! Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... Зазеленеет старый пень, когда услышит... Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… Справились!

Б.Я: С моим заданием они не справятся. Из кубиков нужно собрать слово «Азбука». (Дети собирают)

Избушка: Ладно, ладно! Мы еще посмотрим, кто кого! А сможете ли вы собрать «Цветок дружбы»?

Учитель: Вот так, Баба Яга, ребята и с этим заданием справились! Отдайте письмо.

Баба Яга: Ух! Какие шустрые! Избушка, отдай письмо мне, футы-нуты …, пожалуйста.

Избушка: А вот и не отдам! Ни тебе, ни мне! Вот ему отдам! Отдает письмо ученику).

Ученик читает: «Дорогие ребята! У вас сегодня праздник. Еще недавно прозвенел ваш первый звонок. Сегодня– вы многому научились. Теперь вы настоящие первоклассники и можете смело открывать дверь в страну Знаний. Поздравляю вас, ребята. Приеду в гости. Азбука».

Учитель: Баба Яга, а где сама Азбука? Мы ждем ее на праздник, а она опаздывает.

Баба Яга: Мы с Избушкой ее по длинной дороге отправили, а сами по короткой пришли.

Учитель: Ай, ай, ай! Баба Яга! Отправляйтесь в свою сказку, а нам не мешайте!

Избушка: Ой! Что-то мне скучно стало! Полечу –ка я домой! (Уходит)

Б. Я: А я уйду, но не одна. Надеюсь, среди вас найдутся лентяи, неряхи, забияки и драчуны? Дет Нет!

Учитель: Среди нас таких нет. У нас дети любят учиться. Вот послушай…

1.ученик: Мы учили в Азбуке,

Как писать и «а», и «ре»,

И узнали, например,

Говорят не «ре», а «эр».

2 ученик: Научились мы писать

И большие фразы,

Можем мы теперь читать

Сказки и рассказы.

Учитель: Азбука дала вам знанья,

Они с вами навсегда.

Самый первый свой учебник

Помнить будете вы? (Да).

Б.Я: Ладно, ладно, ухожу, но я еще вернусь! (грозит пальцем и уходит (Входят Аня и Кузя)

3) Аня: Как красиво здесь и просторно! Здорово живется первоклассникам!

Кузя: Апчхи! Пчхи!

Аня: Будьте здоровы!

Кузя: Ага! Ладно! Апчхи! Знаешь что? А я тебя боюсь!

Аня: И я вас боюсь!

Кузя: Я боюсь гораздо больше. Знаешь, а может, ты меня не тронешь?

Аня: Нет!

Кузя: Не поколотишь? Не жваркнешь?

Аня: А что такое жваркнешь?

Кузя: Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь… – все равно больно…

Аня: Нет.

Кузя: И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда за уши дергают. Дряпать тоже не будешь?

Аня: А что такое дряпать?

Кузя: Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь- все попусту, что ни спросишь – все без толку! Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого ты такая уродилась? Ну да ладно, а я-то на что!

Аня: А ты кто?

Кузя: Кузька!

Аня: Это тебя звать Кузя. А кто ты?

Кузя: Сказки знаешь? Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай.

Аня: Нет у нас баньки!

Кузя: А что есть?

Аня: Ручки, Карандаши, Пеналы, тетради, компьютер, принтер…

Кузя: Э-э, остановись! Я этого всего не знаю! Но хочу остаться в вашем доме.

Аня: Раздеваться тебе тогда надо! Форму школьную одевать!

Кузя: Или мне делать нечего? Снимай рубаху, надевай рубаху, а на ней завязки – все завязаны, эдак всю жизнь – раздевайся, одевайся…У меня поважнее дела есть.

Аня: Иди сюда! Закрой глаза, а то мыло тебя укусит!

Кузя: Пусть только попробует! (Вытирает салфеткой и губкой)

Аня: Ну-ка, полюбуйся на себя! (Зеркало подает)

Кузя: Ну что я за добрый молодец! Чудо! Загляденье, да и только! (поет) Истопили баньку, вымыли Ваваньку. Посадили в уголок, дали кашечки комок! В баньке я пареный? Пареный. Поеный? Поеный. Кормленый? Нет! Я ужа-а-а-сно голодный! А ты?

Аня: Ой, я сейчас! /убегает

Кузя: А я все-таки наподдал этому мылу: как жваркнул его, как дряпнул, больше не будет свориться!

Аня: /принесла пирожные/ Закрой глаза! Открой! На! (Подает корзину с пирогами)

Кузя: Это я не ем! Я не козел!

Аня: Ты только попробуй!

Кузя: И не проси!. Мне эта пища не по вкусу!

Аня: Ты только понюхай, как пахнут!

Кузя: Да! (нюхает) Ана вкус- трава травой! Ладно, делать нечего, давай, раз больше есть нечего! У-у-у! Ням-ням-ням! Фафа фефе фофо!

Аня: Что?

Кузя: Сама, говорю, печешь? Или кто помогает?

Аня: Это мама в магазине купила.

Кузя: Вкусно! Хватит, хорошенького понемножку. (Кладет в корзину) Эдак нельзя: себе да себе! Надо и о других подумать: Сюра угостить, Афоньку, Адоньку, Вуколочку, Лутонюшку, Кувыку. То-то все рады будут! (Смотрит в корзину) Ой! А их не хватит!

Аня: Чего не хватит?

Кузя: Олелюшечек, говорю, не хватит, пирогов цветочных. Эх! Непонятливая ты, невразумиха, а еще смеешься! Э-э-эх! (зевает) Дом без хозяина- сирота. И хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогаююююююють! (зевает) Храпит…

Аня: Кузька уснул. Спит он сладко, и снится ему сон…

Учитель: Ну вот мы и снова у сказки в гостях,

Никто не услышит о том в новостях

Да мы и не думаем шум создавать,

А будем тихонько странички листать.

Смеяться с героями, переживать,

Грустить, веселиться, о чуде мечтать.

И снова забудем, дружок, впопыхах,

Что чудо – то держим с тобою в руках.

Тихо! Мне кажется, что это чудо к нам уже идет! Давайте посмотрим, с чего всё начиналось……

Аня: Пусть ковёр-самолёт (Ковер заносят дети)

От забот унесёт!

В детский садик вернет,

Откуда сказка идёт Сценка «Тихий час»

Лиза: А-пчхи!

Таня: Будь здорова!

Восп. Тише, Таня Иванова!

Таня. Лиза, Лиза!

Восп. Таня, спать!

Д. Лизааааааа!

Восп. Ты опять

Таня. Я здоровья ей желаю, Что она- глухая? Лиза Я не слышу, я спала.

Восп. Тише, Лиза…

Таня. Соврала! Разве так бывает? Кто во сне чихает?

Восп. Перестаньте! Всё! У нас, вы забыли, тихий час!

Андрей: Ой, смотри, Егорка, мушка, у Дашки на подушке!

Даша. Что ещё за мушка? Щас как дам подушкой!

Егор: А у Лизы стрекоза!

Восп. Закрывайте все глаза! Нету с вами мне покоя! Мальчик встаёт. (Вова)

Восп. Вова, спи, ну что такое!

Вова. Слышите, Диман храпит, притворяется, что спит!

Дима. Ябеда! Получишь!

Восп.: Помолчите лучше! Забияки оба! И ни слова чтобы!

Лиза: А мне Даша спать мешает

За руку меня щипает!

Даша.: Я ей вовсе не мешала. Я подушку поправляла!

Восп.: Дети! Спите! Тихий час! Точно знаю я - для вас. Сон дневной полезен всё же

Алеша. И ночной полезен тоже

Восп.: Ляг, Алеша, и чтоб спал!

Алеша.: А что такого я сказал?

Восп.: Колыбельную включаем. И тихонько засыпаем! (Включить музыку)

Учитель: Заснули! Выйду-ка я на минуточку! (Включить музыку)

Танцуют. (Выключить музыку)

Алеша: Ребята, тише, кажется, сюда кто – то идёт…

Воспитатель: Какие молодцы, как тихо спали! Умнички! Ре-бя-та, пора вставать!

Кузя: Ая сейчас поймаю одного. (Ловит кого-то из детей). Какой хорошенький! Пухленький! На меня похож! Ты мне расскажи, ты откуда? В какой сказке ты живешь?

Ученик: Погоди, дяденька, сейчас я все расскажу! 5) Проект ученика «Моя малая родина»

Кузя: Ачто же было дальше?

1ученик: Адальше…

Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший первый класс.

2 ученик: Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять,

Мы азбуки свои раскрыли,

Открыли чистую тетрадь.

3ученик: Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать,

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Ученик: Кузя, о том, как мы учимся, даже фильм сняли. Хочешь, покажем?

Кузя: Хочу! 6) Сценка «Опять двойка!»

Действующие лица: Режиссер, ассистент режиссера, оператор, мама, папа сын.

Звучит музыка «Фильм, фильм, фильм»

Режиссер: Как же снять фильм? Великий фильм? О чем же он будет? А! Точно! О школе! А фильм-то называться будет «Опять двойка!».

Ассис. режис: Кадр первый, дубль первый!

На сцену выходят кинооператор, сын с портфелем, мама с тазом, папа с газетой.

Сын (грустно): Мама! Я получил двойку.

Мама: Отец, наш сын получил двойку.

Папа: Как? Наш сын получил двойку? Тааак! Где мой ремень?

Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! Ммм… что-то здесь не то (задумывается) Точно! Надо что-то повеселее!

Ассистент режиссера: Кадр первый, дубль второй!

Звучит рок-н-ролл, сын, пританцовывая, сообщает: Мама! А я получил двойку!

Мама (радостно размахивая бельем): Отец! Наш сын получил двойку!

Папа: Как? (весело танцует) Наш сын получил двойку? Где мой ремень? (смеется)

Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп!Что-то здесь не то (задумывается) Точно! Надо что-то поспортивнее!

Асс. режис: Кадр первый, дубль третий! Звучит спортивный марш, сын делает зарядку.

Сын (четко): Ма-ма! Я по-лу-чил дво-йку!

Мама (ритмично стирая): О-тец! Наш сын по-лу-чил дво-йку!

Папа: Как? (показывая мышцы) Наш сын по-лу-чил дво-йку? Где мой ре-мень? (шагает)

Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! (размахивает руками). Опять не то… (задумывается) Точно! Надо что-то потрагичнее!

Ассистент режиссера: Кадр первый, дубль четвертый! Звучит трагическая музыка

Сын (трагично): Мама! (Прикладывает руку ко лбу) Яполучил двойку!

Мама: Отец! (Прикладывает руку ко лбу) Наш сын получил двойку!

Папа: Как? (размахивая руками) Наш сын получил двойку? Где мой валидол? Папа падает на пол. Следом падают все персонажи.

Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! (растерянно озирается) Снято! Персонажи выходят на поклон.

Ученик1: Март месяц за окном стоит, (Дети держат буквы в руках)

В воздухе весна кружится.

А нам сегодня предстоит

С Азбукой проститься! (Уходит)

Ученик 2: Праздник классный наш в разгаре

И гостей полно уж в зале.

Где же героиня дня?

Где же Азбука моя (Входит Азбука)

Азбука Здравствуйте, первоклассники! Привет, мальчики и девочки! Я рада снова встретиться с вами!

Учитель: Здравствуй, Азбука! Мы так тебя ждали!

Азбука:Только в школу вы пришли –

Встретилась я с вами.

Дни учебы потекли,

Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А еще терпению.

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать,

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали,

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас!

А где же мои помощники-буквы?

Учитель. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.

Шарма, фарма, туквы, муквы! Дети, превращайтесь в буквы. (Дети поднимают буквы.)

Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!

Азбука. Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду!

Д.: Алфавит к параду готов!

Азбука: - Гласные, здесь?

Гласные: - Здесь!

А.: Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать,

Но не желают свистеть и ворчать.:

Азбука: Согласные, здесь?

Согласные: - Здесь!

Е: А согласные согласны

шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Азбука: Буквы, которые не обозначают звука, здесь?

Ъ, Ь: - Здесь!

Азбука: Буквы-значки, как бойцы на парад,

В четком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё… Все: - Алфавит!

Азбука.: Алфавит, по порядку номеров рассчитайся!

А.: Буква А, буква А,

Алфавита голова,

Знает Вова, знает Света

А похожа на ракету

Б.: Буква Б проснулась рано,

Буква Б бочонок с краном,

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

В.: Словно букву В Алёна

Держит трубку телефона.

Г.: Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу, и в кочергу

Превратить я Г могу.

Д:. Вот стоит, дымок пуская

Буква Д – труба печная.

Е.: На дворе – какая жалость!

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась!

Ё.: Е и Ё – родные сёстры,

Различить сестёр непросто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж.: Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп соломы на меже

Превратится в букву Ж.

З.: З – не просто завитушка,

З – пружина, крендель, стружка.

И. На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

К.: Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он, как буква К.

Л.: Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

М.: Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н.: Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

О.: В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.

П.: На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.

Р.: Буква Р – на мачте парус.

Вдаль летит небес касаясь.

С.: Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Т.: Молоток стучит “Тук-тук ”,

Букве Т я старый друг.

У.: У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Ф.: Все мы знаем без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.

Х.: Буква Х всё ходит, ходит,

Места словно не находит.

Ц.: Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул,

Стал на Ц похожим стул.

Ч.: Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Ш.: На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Щ.: Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Ъ.: Из ведра не просто так

Нам воды напиться.

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Ы. Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо!

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны!

Ь.: Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Э.: Над полями в синеве

Пролетела буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

Ю.: На арене укротитель,

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю с кольцом

К тиграм грозно встал лицом.

Я.: Посмотрите на меня,

Разве я не хороша?

Не худющая, как А,

И не толстая, как Ш!

Ножку вправо отведу

К букве я соседней,

Не хочу теперь в ряду

Я стоять последней. (обращаясь к Азбуке)

Книжка первая моя,

Пожалей ты букву Я,

Разреши минут хоть пять

Первой в азбуке стоять!

Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно

И за алфавит обидно.

Как ты можешь, буква Я,

Подводить сейчас меня?

В алфавите всем известно:

Хвастунишкам тут не место!

Знают буквы все отлично:

Якать просто неприлично.

Буквы людям все нужны,

Этим буквы и дружны.

Дело тут совсем не в месте.

Все вместе:. Дело в том, что все мы вместе!

Азбука: Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу! Дети: Спасибо!

Учитель: Ребята, я рада, что вы подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Кузя живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления! И слова называет неправильно. Кузя, Понравилось ли тебе у нас?

Кузя: Я понял, чтение – лучшее учение. Азбука, я с тобой буду дружить. Азбука: Конечно, можно!

Учитель: Есть такая пословица: «Хорошая книга от всех болезней лечит»

Ученик: Две болезни у меня: беготня и болтовня.

Беготня бежит ногами без дороги прямиком.

Болтовня моя часами всё болтает языком.

Только кончит беготня, начинает болтовня.

Замолчу и побегу – заболтаю на бегу.

Излечился я легко – я не ездил далеко:

В первый класс меня отдали, научился я читать,

И теперь меня, ребята, "Не видать и не слыхать".

Только папа пожалел: - Мальчик чтеньем заболел.

Учитель: Ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой ваших мам, пап. Скажем им спасибо. Дети: Спасибо!

А: Спасибо, мамочка, тебе

За все заботы обо мне.

За то, что в школу я хожу,

За книгу, что в руках держу.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

Умею я теперь читать! Песня «Мама - солнышко мое» исполняю первоклассники

Учитель.: Дорогая Азбука, с тобою мы сегодня распрощаемся, пойдем дальше по дороге знаний и открытий. Ребята, что нам нужно взять с собой?

Дети.: Терпение, старание, умение, аккуратность.

1ученик: Сегодня праздник необычный:

Спасибо, азбука, тебе!

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

2 ученик: Почему у малышей

Мокрые реснички?

Потому что в азбуке

Кончились странички.

3ученик: Мы простимся с азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо 10 раз

Дружно хором скажем! Азбука уходит. Танец «Я, Ты, Он, Она, вместе целая страна»

Ученик1: Под Российским небосводом

Книгу любят и хранят.

Пусть же крепнет с каждым годом,

Дружба книги и ребят! Ученик 2: А еще Азбука научила нас любить свою Родину.

Учитель: Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

Вот и наша сказка подошла к концу. До новых встреч!

Библиографический список

1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе». Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 168 с. - (Педагогика нового времени).

2. И.И. Агапова, М.А. Давыдова «Праздники в начальной школе», Москва: Айрис-пресс, 2004. – 144 с. (Внимание: дети!).

3. Е.Н. Щуркова, В.В. Питюкова, А.П. Савченко, Е.А. Осипова «Новые технологии воспитательного процесса. М., «Новая школа», 1994. 110 с.
2024