Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ершова А. В. Коррекционная работа в общеобразовательной и коррекционной школе как требование стандартов нового поколения


Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт вносит в образовательную систему массу коррективов и изменений, а также обеспечивает: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с Законом инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Приказ Минобрнауки обязателен для реализации как в отдельных образовательных организациях, специальных коррекционных школах как наша, так и в общеобразовательных организациях для разработки адаптированных образовательных программ для конкретного учащегося с ОВЗ.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательных программ, которые соответствуют его способностям. Повышение квалификации учителя общеобразовательной школы для работы с учащимися имеющими особые образовательные потребности необходимо. Интеграция, расширение доступа к образованию даёт и обычным детям положительный момент. Они тоже при этом выигрывают. Находясь с детьми с ОВЗ, налаживают контакт, учатся друг от друга. В связи с этим, учитель массовой школы должен быть подготовлен и иметь представление об особенностях психических процессов учащихся с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Дети массовых школ также как и дети с нарушенной психической сферой, зачастую тоже нуждаются в дополнительной индивидуальной коррекционной предметно-практической деятельности.
Приёмы работы при устранении нарушений чтения и письма у детей с интеллектуальными нарушениями могут быть приемлемы и в обучении детей с нормальным интеллектуальным развитием. Некоторые принципы коррекционной работы могут иметь место при устранении семантической дислексии, оптической дислексии и дисграфии, аграмматической дислексии и дисграфии,коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи, словообразовании, связной речи. На практике очень часто наблюдаются нарушения, при которых полезны следующие упражнения.
Нарушение
Вид упражнения
Зеркальное написание букв
 Из пары букв выбрать правильную; развитие умения ориентироваться на своём теле; игра-паук для освоения понятий верх-низ, право-лево.
 Чтение с пропуском слогов
Упражнения на дифференциацию оппозиционных звуков(звонких и глухих; найти слово отличающееся от остальных.
Написание слов с изменением состава слова.
Ощупывание картонных букв; определение букв написанных на спине, руке; подбор слов по заданному количеству букв.

В обществе всегда ценились и считались национальным достоянием дети с высокими интеллектуальными возможностями, одарённые дети. Этой категории учащихся отводилось особое место и внимание.
Дети же с интеллектуальной недостаточностью, незаслуженно долгое время оставались в тени, не получая должного внимания. В погоне за высокими результатами и большими возможностями упускаются главные и первоочередные задачи образовательной системы. Развитие самого ребёнка,его знания и состояние психических процессов остаётся за кадром. Содержание образования, формы и конечный результат обучения общеобразовательной и коррекционной школ отличаются друг от друга. А вот коррекционная работа объединяет, т.к. должна быть в каждой программе.
Хочу поделиться опытом работы с детьми, обучающимися в коррекционной школе. Приёмы данной работы и упражнения, считаю, будут полезны для разной категории детей: как для учащихся с диагнозом, так и для детей с задержкой психического развития.
Как уже было сказано, в каждой образовательной программе школы есть раздел коррекционная работа. Каждая школа реализует её по- своему. Дети, оказавшиеся не очень готовыми ко бучению в школе, не достаточно подготовленные дома и в детском саду, требуют особой помощи. Им надо дать толчок, «разбудить». Разделим учащихся, имеющих потребность в индивидуальной коррекционной работе не уроке, на несколько групп.
1группа. Учащиеся, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций. У учащихся затруднено понимание сложных речевых конструкций, пространственно-временных отрезков; нарушены все виды словообразования; встречаются смысловые замены.
2 группа. Учащиеся, имеющие соматические расстройства.
3 группа. Учащиеся, часто пропускающие учебные занятия по разным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания).
4 группа. Учащиеся с поведенческими нарушениями, нуждающиеся в разовых или кратковременных коррекционно-развивающих заданиях. Первоклассники с недостаточным уровнем адаптации.
Таким образом, данные категории детей так же как и учащиеся коррекционной школы нуждаются в пропедевтике и заполнении пробелов знаний, а также коррекции и развитии психических функций.
Могут ли психические особенности влиять на успешную реализацию обучения. Стопроцентно.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью нарушены все высшие психические функции ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, РЕЧЬ. В процессе урока учащийся слушает, получает информацию, выдаёт её через письменную речь, устное высказывание. И всё это идёт на фоне психических процессов, требующих коррекции.
Каким же образом выстраиваем индивидуальную работу на уроке. Приведу пример использования доски с пшеном для «прописывания «букв, цифр, разных фигур.
Один ребёнок лучше усваивает тактильно (тактильная память), у другого сохранна слуховая память, у третьего зрительная память. Отсюда и делаем выбор предлагаемых учащемуся упражнений. Для каждого они будут свои. Предвижу, при какой деятельности у того или иного ребёнка будут результаты.
Также учитываем психофизическое развитие и индивидуальные возможности каждого отдельно взятого учащегося. В коррекционной школе, в соответствии с рекомендациями ПМПК, внедряем дополнительную индивидуальную работу, главным образом, в процессе формирования и осуществления базовых познавательных учебных действий. Учим:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать, писать, выполнять арифметические действия;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предложенные на бумажных и электронных носителях).
На каждого учащегося составлен план-график индивидуальной работы на уроке. Например: коррекционная работа по письму.
ФИ ребенка
память
мышление
воображение
внимание
Анжелика А.
11.09
16.09.
22.09.
25.09.
Айрат Р.
10.09.
15.09.
21.09
24.09.
Никита Н.
09.09.
16.09.
21.09.
28.09.
Аля Б.
10.09.
17.09.
24.09.
28.09.

На одном уроке даём задание на развитие памяти, на следующем корректируем внимание, воображение. И всё это в диапазоне и ритме способностей ребёнка.
На уроке учащийся идёт по общей программе и параллельно выполняет своё индивидуальное задание в соответствии с графиком. Родители ознакомлены с планом коррекционной работы.
Домой учащийся также получает задание, выполнение которого контролируют родители. Приведу пример:

Родителям Асабаевой А.

День недели

Вид задания

Понедельник

Д/з + упражнение на развитие внимания.

Вторник

Д/з + упражнение на развитие мышления.

Среда

Д/з без дополнительного задания.

Четверг

Д/з + упражнение на развитие памяти.

 Пятница

Д/з+ упражнение на развитие воображения.

Суббота

упражнение на развитие речи.



Задания могут быть не только письменными, но и устными. Что-либо запомнить, сосчитать, выписать, прописать, найти, отгадать, выбрать, исключить, выучить, нарисовать, изобразить, вырезать, обвести, подобрать, наклеить, прочитать, решить, начертить, раскрасить, дописать, вспомнить, зачеркнуть, составить, указать, дорисовать, подчеркнуть, рассмотреть, перечислить, соединить, предположить, описать, расшифровать, собрать, изменить, заполнить, сравнить, исправить. Основным принципом при осуществлении данной работы считаем деятельностный и дифференцированный подход. Предметно-практическая деятельность- ОСНОВА ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ как с интеллектуальной недостаточностью, так и учащихся массовых школ.
Доски-вкладыши завоевали особое внимание. Хорошую результативность дают вкладыши на уроке математики. Вкладыши на определение формы, величины, цвета, геометрических тел и фигур, цифр. При прохождении темы «Деление целого на части» используем цветные счётные палочки Кюизенера. Использование палочек для освоения количественного и порядкового счёта, сравнения по длине и высоте, выполнение арифметических действий, изучения натурального ряда чисел, образования состава числа из единиц, из двух меньших, составление задач по моделям, образования чисел второго десятка, моделирования многоугольников, ориентировки на плоскости.
Большое внимание уделяем пространственному положению предлогов; составлению текстов-описаний месторасположения объекта с опорой на графическую модель, на вербальный алгоритм; разгадывание ребусов; определение третьего лишнего.
Работа по данному направлению необходима. Ребёнок не может запомнить алгоритм решения примера на нахождение неизвестного слагаемого из-за недостаточно развитого внимания. Значит с данным учащимся нужно строить работу на развитие внимания, как слухового так и зрительного. Учащийся с недоразвитием слуховой памяти затрудняется в правильном запоминании предложенного учителем задания. Значит, предлагаем задания на тренировку слуховой памяти и совершенствуем зрительную.
Даём задания на развитие логического мышления по разным дисциплинам всем детям. Используем приёмы, содействующие повышению эффективности сравнения, обобщения, анализа. Данные формы работы будут эффективны и при работе с детьми не имеющими особых образовательных потребностей.
Говоря о инновациях, предусмотрено обучение учащихся с ОВЗ в обычном классе общеобразовательной организации по АООП и индивидуальному учебному плану. Разные учебные планы (для учащихся с ОВЗ и их сверстников, не имеющих ограничений здоровья ) могут быть реализованы одновременно. Увеличение сроков обучения учащихся с ОВЗ происходит за счёт удлинения сроков обучения в 1-м классе. Комплектование таких классов или групп- это компетенция ОО(обр. организации), исходя из возможностей детей, которые не получили коррекционно- развивающей помощи на уровне освоения программ дошкольного образования.
Вопрос о том, как организовать образовательную деятельность учащихся с ОВЗ и учащихся, не имеющих нарушений развития, в один период времени в одном классе- это вопрос апробации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ответ на этот вопрос будет получен по итогам апробации АООП в регионах, участвующих в экспериментальном переходе на ФГОС обучающихся с ОВЗ.
Ряд регионов, в том числе Удмуртская Республика присоединились к списку пилотных регионов и принимают участие в экспериментальном переходе на ФГОС обучающихся с ОВЗ без дополнительной финансовой поддержки для создания и развития материально- технических и кадровых условий.
Законодательные новеллы ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальной недостаточностью можно обозначить в следующих составляющих:
-обучаются все дети и в общеобразовательных организациях, реализующих АООП в рамках инклюзивного образования;
-образовательная деятельность учащихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций при социализации учащихся. А на сколько хорошо они реализуются будет зависеть и от сформированности высших психических функций.
У одних учащихся будем развивать высшие психические функции, у других их совершенствовать. Таким образом, существует потребность в том, чтобы делиться опытом, перенимать самые лучшие способы реализации задач по данной теме, внедряя в повседневный образовательный процесс. От которого зависит насколько учащийся сможет реализоваться и социализироваться в будущем. А это и есть первоочередная задача обучения.
Шалаева Г.П Логопедические игры. –М.:АСТ: Слово 2009.-176с.
Жукова.НС. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. -М.: ЭКСМО, 2007-120с.:ил.
Программы образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой2011г. Рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
2022