Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия и с учетом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной, учебно-методической, социально-педагогической.
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Согласно концепции модернизации образования основной целью профессионального образования является - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Особое значение приобретает формирование компетентности педагога ДОУ, так как эта компетентность проявляется по отношению к детям. Вред, нанесенный ребенку некомпетентным педагогом в короткий период детства, подчас неустраним в течение всей его дальнейшей жизни.
Руководствуясь этими стратегическими целями, преподаватели дошкольного отделения ГККП «Высший педагогический колледж, город Щучинск» при управлении образования Акмолинской области, свою деятельность направляют на подготовку работника системы дошкольного образования, способного успешно работать в своей профессиональной сфере, социально ответственного, мобильного, готового к инновационной деятельности на основе овладения им в процессе обучения универсальными и профессиональными компетенциями. В процессе учебных занятий по специальным дисциплинам студенты знакомятся со спецификой работы в дошкольном образовательном учреждении.
Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений в рамках формирования профессиональной компетентности предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – смена акцента с влияния на взаимодействие, повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным.
В связи с этим, особое внимание требует организация педагогической практики.
Педагогическая практика - ответственный этап накопления будущего педагогического опыта работы.
Профессиональная практика является неотъемлемой частью основной образовательной программы профессионального обучения по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» и эффективной формой профессиональной подготовки квалифицированных кадров к будущей профессиональной деятельности по квалификации «Воспитатель дошкольных организаций».
В период профессиональной практики в детских садах осуществляется практическая подготовка студентов, формируются основные профессиональные умения и навыки в соответствии с квалификационной характеристикой, расширяются, углубляются и систематизируются знания на основе изучения работы дошкольных организаций, осваиваются современные технологии обучения и воспитания детей, приобретается первоначальный профессиональный опыт.
Для того чтобы овладеть умениями и навыками профессии, студенты дошкольного отделения уже со второго курса должны включаться в педагогическую практику, она - основа профессиональной подготовки.
Непосредственное общение с детьми позволяет студенту осознать значимость педагогического труда, проявить себя как воспитатель. Работать приходится не только с обычными ребятами, но и с теми, кто нуждается в социальной защите и помощи, а также с детьми с ограниченными возможностями. Все они ждут гуманных, добрых, милосердных воспитателей. Особая чуткость, сердечность, отзывчивость - характерные черты студентов и преподавателей педагогического колледжа.
Практика организуется под руководством опытных преподавателей колледжа, владеющих личностно-ориентированными методами обучения.
Производственная (профессиональная) практика, осуществляется в лучших государственных и частных образовательных дошкольных учреждениях.
Профессиональная практика на дошкольном отделении организуется в соответствии с Государственным общеобязательным стандартам профессионального образования и включает следующие виды:
1) Производственное обучение - направленно на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных компетенций, умений и навыков по избранной специальности. Проводится в учебных аудиториях, и других вспомогательных объектах организации образования.
Во время учебной практики студенты знакомятся с современными образовательными учреждениями, с педагогической деятельностью воспитателя детей дошкольного учреждения приобщаясь к профессиональной деятельности педагога.
В процессе данного вида практики студенты наблюдают работу лучших воспитателей, знакомятся с современными технологиями обучения и методами коррекционно-воспитательной работы. Это возможность познакомиться поближе с детьми, да и посмотреть на знакомое дело как бы со стороны. Анализируя работу воспитателя, студенты готовятся к самостоятельным пробным занятиям.
2) Практика по профилю специальности (технологическую), направленна на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, для овладения целостной профессиональной деятельностью, проводится в дошкольных организациях, на основе прямых договоров, заключаемых между колледжом и дошкольным образовательным учреждением;
Во время прохождения данного вида практики, студенты пробуют сами проводить работу с детьми. Проводят занятия в детских садах по развитию речи, экологическому и физическому воспитанию, математическому развитию, изобразительной деятельности и др. Они впервые чувствуют всю ответственность за детские радости и слёзы, восторг от открытий, сделанных ребёнком под их руководством.
3) Практика квалификационная (преддипломная). Завершающим этапом практической подготовки будущего педагога является преддипломная практика, к которой допускаются студенты, успешно выполнившие всю предшествующую работу. Преддипломная практика является своего рода экзаменом на профессиональную готовность к работе с детьми.
Студенты весь период практики исполняют обязанности воспитателя, общаясь не только с детьми, но и с их родителями, принимают активное участие в мероприятиях дошкольного учреждения.
Нередко бывает, что детский сад, где студенты выполняют обязанности воспитателя, становится и местом его будущей работы.
Предполагается, что студенты за годы обучения и в ходе практики выступят в роли воспитателя, методиста дошкольного образования. Постоянно усложняясь от курса к курсу, педагогическая практика способствует развитию у каждого студента практических навыков, нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, а также художественных, артистических и других способностей, необходимых педагогу. Знакомство с творчески работающими педагогическими коллективами, выполнение различных исследовательских заданий обогащает студентов, способствует их профессиональному становлению.
Система подготовки будущих специалистов ДОУ представляет собой целостный сложный процесс, показателями результативности которого являются способность выпускников самостоятельно решать сложные профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях, стремление осваивать новые технологии, принимать нестандартные решения в целях эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.
Итогом обучения является профессиональная готовность студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 0101000 - «Дошкольное воспитание и обучение», квалификация – «Воспитатель дошкольных организаций".
Выпускник, получивший квалификацию «Воспитатель дошкольных организаций», должен быть готов руководить воспитательной работой, осуществлять планирование, организацию педагогического процесса, анализировать развитие дошкольного образования, организовывать и координировать методическую работу, консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей и др.
Библиографический список
1. Типовой учебный план технического и профессионального образования по специальности 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение», 22.01. 2016 г.2. Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года» от 15.01.2004 г.
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании», от 15.08.2007 г.
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. от 14.12.2010 г.
5. Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", от 12. 04. 2017 г.
6. Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007 г.