Библиографическое описание:
Олешкевич И.Н. Белка - животное нашего парка // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, и дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания. В своей проектной работе я рассматриваю проблему, на решение которой направлен проект – это недостаточные знания детей о белке на примере одного животного, белки -значимую для детей.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема
В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального пользования природой. Задача педагогов, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным нашего родного края, дать понять, что именно от людей зависит их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания? На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, напичканные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…
Цель: формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к диким животным родного края, формирование начал экологической культуры.
Задачи
Развивающие: поддерживать активный интерес к животным нашего края, расширять знания детей об особенностях жизни, среды обитания, повадках белки, развивать любознательность, внимание, память, творчество.
Обучающие: поощрять желание детей отражать в разнообразной продуктивной деятельности животных нашего края, создавать эмоционально-эстетический образ животного посредством приобщения к произведениям литературы и рассматриванию иллюстраций, расширять словарный запас.
Воспитывающие: воспитывать любовь к животным в природе, интерес и стремление изучать их.
Работа с детьми
Методы
Словесные: беседы с детьми, рассказы о животных, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, составление рассказа о животном по схеме.
Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. • Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением диких животных родного края; наблюдения, показ способов их изображения.
Практические: создание коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник изображения «Беличья семья».
Работа по обогащению предметно-развивающей среды: подбор наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.
Работа с родителями: совместная творческая деятельность детей и родителей, участие в создании выставок.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.2022 – 10.12.2022.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность
Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Считаю, что благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни дикого животного, повадками животного в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь, станут любознательными, появиться любовь к животным.
II КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Организационно-подготовительный
-Обсуждение темы проекта.
-Подбор методической литературы и изучение ее.
-Планирование работы.
-Изготовление и подбор дидактических игр.
-Подбор художественной литературы для чтения.
На первом этапе проекта мы с детьми обсуждали тему проекта. Подобрали методическую литературу и изучили ее. Составляли план работы над проектом. Собирали информации из разных источников: с интернет ресурсов скачивали картинки, иллюстрации с изображением белки для рассматривания детям, обучающий фильм «Белка»; приобрели энциклопедию «Животный мир»; составляли картотеки с дидактическими играми, подбирали художественную литературу для чтения.
II этап. Основной. Практический. Внедренческий
-Беседы по данной теме.
-Рассматривание иллюстраций.
-Игровая деятельность.
-Чтение художественной литературы.
Реализуя данный проект, во втором этапе мы с детьми беседовали на тему: «Белка – лесной житель», «Запасы белки на зиму»; рассматривали иллюстрации «Белка и бельчата», «Дикие животные», «Зимой в лесу», энциклопедию «Животный мир», альбом «Дикие животные», разучивали загадки про белку.
Играли в дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто, где живет?», «Отгадай животное», «Кому, что дадим», «Угадай, кто?», «Найди детеныша для мамы», «Большие и маленькие»; в словесные игры «Какая белка?», «Назови ласково»; в подвижные игры «Белка прыгает прыг- скок», «Найди белку», «Кто быстрее соберет грибочки для белки?», «Перевоплощение в животного». Читали потешки «Белка щелкает орешки…», стишки Т.Белозёрова «Белка и шишки», рассказ М.Пришвина «Белка».
Наблюдение в природе: «Белка - животное нашего края», где дети расширяли знания об особенностях жизни, среды обитания, повадках белки; «Белка в гостях у ребят», где учились описывать белку, пользуясь прилагательными, глаголами отражающих повадки животного, активизируя словарь, уточняли названия частей тела животного, расширяя словарный запас; у кормушки формировали желание заботиться о белке.
III этап. Результативный
Результатом этого проекта стало совместное изготовление работы «Белочка» в технике пластилинография.
Цели и задачи: учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения, развивать творчество; воспитывать аккуратность в работе с пластилином, бережное отношение к живой природе, желание заботиться о животных. Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование.
В итоге реализации проекта дети познакомились с описанием жизни дикого животного, повадками животного в природе, получили научно-достоверные знания, обогатилась их речь, стали любознательными, появилась любовь к животным.
Список литературы:
Н. А.Виноградова, Е. П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. – Айрис-Пресс. – 2008. – 208 с.
И. А. Сырова, О.Г. Чеховских. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов. Самара: Издательство СФМГПУ. – 2009. – 72 с.
Олешкевич И.Н. Белка - животное нашего парка // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, и дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания. В своей проектной работе я рассматриваю проблему, на решение которой направлен проект – это недостаточные знания детей о белке на примере одного животного, белки -значимую для детей.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема
В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального пользования природой. Задача педагогов, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным нашего родного края, дать понять, что именно от людей зависит их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания? На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, напичканные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…
Цель: формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к диким животным родного края, формирование начал экологической культуры.
Задачи
Развивающие: поддерживать активный интерес к животным нашего края, расширять знания детей об особенностях жизни, среды обитания, повадках белки, развивать любознательность, внимание, память, творчество.
Обучающие: поощрять желание детей отражать в разнообразной продуктивной деятельности животных нашего края, создавать эмоционально-эстетический образ животного посредством приобщения к произведениям литературы и рассматриванию иллюстраций, расширять словарный запас.
Воспитывающие: воспитывать любовь к животным в природе, интерес и стремление изучать их.
Работа с детьми
Методы
Словесные: беседы с детьми, рассказы о животных, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, составление рассказа о животном по схеме.
Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. • Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением диких животных родного края; наблюдения, показ способов их изображения.
Практические: создание коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник изображения «Беличья семья».
Работа по обогащению предметно-развивающей среды: подбор наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.
Работа с родителями: совместная творческая деятельность детей и родителей, участие в создании выставок.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.2022 – 10.12.2022.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность
Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Считаю, что благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни дикого животного, повадками животного в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь, станут любознательными, появиться любовь к животным.
II КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Организационно-подготовительный
-Обсуждение темы проекта.
-Подбор методической литературы и изучение ее.
-Планирование работы.
-Изготовление и подбор дидактических игр.
-Подбор художественной литературы для чтения.
На первом этапе проекта мы с детьми обсуждали тему проекта. Подобрали методическую литературу и изучили ее. Составляли план работы над проектом. Собирали информации из разных источников: с интернет ресурсов скачивали картинки, иллюстрации с изображением белки для рассматривания детям, обучающий фильм «Белка»; приобрели энциклопедию «Животный мир»; составляли картотеки с дидактическими играми, подбирали художественную литературу для чтения.
II этап. Основной. Практический. Внедренческий
-Беседы по данной теме.
-Рассматривание иллюстраций.
-Игровая деятельность.
-Чтение художественной литературы.
Реализуя данный проект, во втором этапе мы с детьми беседовали на тему: «Белка – лесной житель», «Запасы белки на зиму»; рассматривали иллюстрации «Белка и бельчата», «Дикие животные», «Зимой в лесу», энциклопедию «Животный мир», альбом «Дикие животные», разучивали загадки про белку.
Играли в дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто, где живет?», «Отгадай животное», «Кому, что дадим», «Угадай, кто?», «Найди детеныша для мамы», «Большие и маленькие»; в словесные игры «Какая белка?», «Назови ласково»; в подвижные игры «Белка прыгает прыг- скок», «Найди белку», «Кто быстрее соберет грибочки для белки?», «Перевоплощение в животного». Читали потешки «Белка щелкает орешки…», стишки Т.Белозёрова «Белка и шишки», рассказ М.Пришвина «Белка».
Наблюдение в природе: «Белка - животное нашего края», где дети расширяли знания об особенностях жизни, среды обитания, повадках белки; «Белка в гостях у ребят», где учились описывать белку, пользуясь прилагательными, глаголами отражающих повадки животного, активизируя словарь, уточняли названия частей тела животного, расширяя словарный запас; у кормушки формировали желание заботиться о белке.
III этап. Результативный
Результатом этого проекта стало совместное изготовление работы «Белочка» в технике пластилинография.
Цели и задачи: учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения, развивать творчество; воспитывать аккуратность в работе с пластилином, бережное отношение к живой природе, желание заботиться о животных. Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование.
В итоге реализации проекта дети познакомились с описанием жизни дикого животного, повадками животного в природе, получили научно-достоверные знания, обогатилась их речь, стали любознательными, появилась любовь к животным.
Список литературы:
Н. А.Виноградова, Е. П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. – Айрис-Пресс. – 2008. – 208 с.
И. А. Сырова, О.Г. Чеховских. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов. Самара: Издательство СФМГПУ. – 2009. – 72 с.