Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Батлук Н.В. Региональный аспект экологического образования в контексте развития дополнительного образования естественнонаучного направления


Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Современный период развития человечества называют техногенным. Пределы его роста имеют реальные основания – экологический кризис. Глобальный экологический кризис есть качественное изменение природной среды, ставящая под вопрос само существование сложившихся форм жизни на Земле. Как планетарный процесс он скажется на условиях существования всей биосферы. [Моисеев Н.Н., 1998, с. 4-6]
О роли экологического образования в целях преодоления глобального экологического кризиса говорит анализ международных и российских документов по проблемам окружающей человека среды. Так на развитие экологического образования в мире оказали Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 года в г. Стокгольме и Тбилисская Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (1977 год), Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 года).
Процесс понимания философско-методологических и теоретических основ экологического образования происходит и в настоящее время.
Исследования общественного мнения организованные в Год экологии-2017, объявленный Указом Президента России, выявили ярко выражено отношение гражданского общества к роли экологического образования в преодолении сложившихся проблем в сфере современного природопользования. Так в опросе, который организован на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, на вопрос «Какие мероприятия наиболее актуальны для Года экологии?» посетители сайта так расставили приоритеты (на момент обращения к сайту число проголосовавших было 424 человека): создание системы управления отходами – 17,9 %; экологическое воспитание и просвещение – 16,7 %; наведение чистоты и озеленение населённых пунктов – 14,9 %; усиление госнадзора природопользования – 11,6 %; укрепление системы охраны природы и диких животных – 11,1 %; очистка и оздоровление водоёмов – 7,1 %; проведение акций по высадке новых лесов – 6,6 %; создание новых заказников и памятников природы – 6,1 %; повышение пожарной безопасности природных объектов – 4,5 %; обеспечение чистоты воздушной среды – 3,5 %.
К сожалению, сегодня нет единой общепринятой основы содержания экологического образования. Не имеется однозначного, общепринятого определения и главной цели экологического образования. Трактовки цели экологического образования варьируются от «подготовки экологически грамотного человека, формирования системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности», «формирования экологического сознания» до экологической культуры.
Так, группа специалистов в этой области [Зверев, 1994], [Мамедов, 2001], [Суравегина, Мамедов, 1998] и др. указывают, что конечной целью экологического образования является сформированное экологическое мировоззрение, овладение совокупностью экологических знаний и умений.
Другие специалисты основными целями экологического образования видят формирование экологического мышления как части духовно-нравственной сферы личности [Винокурова, 2015], [Газман, 1995] и др.
Кроме того, хотя в работах, посвященных экологическому образованию, уделяется большое внимание содержанию указанного образования, вопрос о том, какие области научного знания должны определять это содержание, его основу до сих пор остается спорным.
Основанием того, что именно естественные науки должны стать основой для экологического образования является тот факт, что именно в содержании естественнонаучного образования фундаментальной является идея (учение) диалектического материализма о генетической связи различных форм движения материи, их иерархичности и преемственности.
Объем знаний, который должен быть усвоен за время обучения в школе, ограничен как абсолютно, так и в еще большей степени относительно: современное состояние науки и общества, увеличение объема новой информации по экспоненциальному закону резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе.
М.Н. Скаткин отмечал, что «содержание образования – это не перечень знаний, обязательных для усвоения, а комплекс элементов культуры, подлежащих передаче подрастающему поколению», близко трактовке в законе РФ «Об образовании», где содержание образования определяется как система знаний основ наук, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создании основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Работа по естественнонаучному дополнительному образованию детей на государственном уровне в России поддерживается с 1918 года, с момента создания в Москве станции юных натуралистов, где развивались самые разные направления образовательной работы в области естественных наук и их прикладных направлений. Впоследствии движение юных натуралистов распространилось по всей стране. С 1992 года внешкольная работа оформилась в систему дополнительного образования детей, в котором был выделен ряд направленностей, включая эколого-биологическую (ранее – «юннатская работа») и естественнонаучную.
Естественнонаучное дополнительное образование в Алтайском крае ведет отсчет с 1937 года, когда была организована краевая станция юных натуралистов, правопреемником которой является КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр» (далее – АКДЭЦ). Современный формат деятельности АКДЭЦ продиктован новыми подходами, взглядами на дополнительное образование, основными положениями Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Сегодня центр реализует дополнительное образование естественнонаучной направленности. Вместе биологическая и аграрная доминанта не утрачивает своих позиций и обогащается научными представлениями из физики, химии, науках о Земле и других.
Региональная модель дополнительного естественнонаучного образования представлена преимущественно образовательными организациями. АКДЭЦ наладил взаимодействие с муниципальными учреждениями дополнительного образования по принципу образовательных округов. С опорными площадками по естественнонаучному дополнительному образованию заключены договора, организованное сетевое взаимодействие. Таких площадок в крае семь: Центр творчества детей и молодёжи города Славгорода, Каменский многопрофильный образовательный центр, Центр детского творчества города Заринска, Центр внешкольного развития «Малая Академия» города Рубцовска, Топчихинский детско-юношеский центр, Детский эколого-туристический центр города Бийска, Барнаульская городская станция юных натуралистов.
В связи с вышеизложенным, в Алтайском крае сложились определенные традиции экологического образования детей. Роль ресурсного центра по естественнонаучному дополнительному образованию, с доминантой экологического образования, играет краевая государственная организация (АКДЭЦ). Основой содержания экологического образования становится естественнонаучное знание, отбор содержания которого базируется на принципах: научности, систематичности и последовательности, преемственности, практической направленности, доступности, стартового уровня образования. Тем не менее, на современном этапе необходимо уточнение объектно-предметной области экологического аспекта в дополнительном образовании детей естественнонаучной направленности. С учетом региональных особенностей необходима разработка рекомендаций по повышению потенциала развития личности школьника, формирования экологической культуры в процессе освоения естественных наук.

Список использованных источников

Винокурова Н. Ф. Особенности духовно-нравственного воспитания в школьном экологическом образовании [Текст] / Н. Ф. Винокурова, Н. В. Мартилова // Использ. и охрана природ. ресурсов в России. - 2015. - № 1. - С. 101-104.
Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. / Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М. - 1995.
Зверев И.Д. Экологическое образование в школе: Концепция. М.: «Знание», 1994.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Мамедов Н. М. Основания экологического образования // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 72-89.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края [официальный сайт]. Опрос «Какие мероприятия наиболее актуальны для Года экологии?» – http://altaipriroda.ru/current_activities/ekoprosveshhen/ (дата обращения: 11.10.2017).
Моисеев Н. Н. Экологическое мировоззрение [Текст] / Моисеев Н.Н. // Философия экологического образования. - М., 2001. - С. 21-29.
Моисеев Н. Н. Судьбы цивилизации. Путь Разума. М., 1998.
Скаткин, М.Н., Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы [Текст] / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Общеобразовательные цели экологии в концепции устойчивого развития // Экологическое образование: проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород: Изд-воНГТУ, 1998.- С. 17-30.
Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2017