НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Одоева Е. Ю. Использование учителем-логопедом нетрадиционных методов и приёмов с детьми с отклонением в поведении при автоматизации звуков

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Проводя обыкновенные традиционные занятия с детьми с отклонением поведения, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание, пробудить интерес к изучаемому звуку, а еще сложнее закрепить и активно использовать автоматизируемый звук в самостоятельной речи. Причиной этому являются монотонные упражнения при автоматизации звуков, которые очень быстро утомляют ребёнка, вызывают негативное отношение к речевой деятельности.
Это объективно подтолкнуло меня к поискам нетрадиционных игровых методов и приемов, которые позволяют ребёнку избежать скуки, заинтересовать, увлечь и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх.
Результат занятий во многом зависит от того, насколько удаётся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволяет нам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Предлагаю ряд нетрадиционных игр, которые способствуют развитию не только правильного произношения, но и мелкой моторики, слухового внимания, лексико – грамматических категорий, речевой активности.
Передо мной стояла задача с помощью нетрадиционных приемов развивать в детях познавательную активность, а главное как можно быстрее автоматизировать поставленные звуки.
Я постоянно пытаюсь найти материал, который бы заинтересовывал детей, играя с которым, дети улыбаются, радуются. Таким материалом для меня стал конструктор лего. Детали лего яркие, разнообразные по форме, цвету, размеру. Конструктор лего вызывает у детей чувства радости, стремление трогать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность.
Упражнения для автоматизации звуков:
1.       «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений.
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка детали (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
2 вариант. Ребёнок достаёт деталь любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёная деталь - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтая деталь — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

3 вариант. «Строим башню». Ребёнок, строя башню, повторяет как можно больше слогов, слов, предложений или сам произносит слова на заданный звук. Логопед может принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше?».

4 вариант. «Собери урожай!» (детали лего превращаются в зависимости от цвета в различные овощи и фрукты).
Например, закрепление звука «р» во фразовой речи; активизация словаря, развитие речевой активности.

Ребёнок кладет в корзину фрукт или овощ, в котором есть звук «р», и говорит: «Я положу в корзину оранжевую морковку» и т. п..

5 вариант. «Цветные «полоски». Цель: автоматизация звук в слогах
На столе перед ребёнком несколько разноцветных деталей лего. Каждый цвет обозначает определенный слог. Например, красный – «ра», желтый – «ро», синий – «ру», зеленый – «ры». Ребёнок нажимает указательным пальцем на детали или строит разноцветные дорожки и произносит слоги.

6 вариант. «Назови по цветам».
Цель: автоматизация поставленного звука во фразовой речи.


На столе перед ребёнком картинки на автоматизируемый звук разного цвета. Ребёнок должен назвать сначала предметы только одного цвета, а затем другого, одновременно, строя башню из конструктора такого же цвета. Например, зеленый огурец, зеленая краска, зеленый перец, красные рукавицы, красный карандаш и т.п.
По аналогии, можно использовать различные мозаики, детские конструкторы.
2.Использование игрушек из киндер-сюрпризов. Игра «Магазин». Ребёнок выбирает те предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук.
3. Использование шнурков и бельевой верёвки. «Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком Ш».

Логопед называет ребёнку слоги, слова, предложения со звуком Ш. Ребёнок повторяет, на каждое повторение завязывает узелок. Данную игру можно усложнить. Логопед называет не только слова со звуком Ш, но и без него, ребёнок на слух должен выделить только слова с заданным звуком.
4. Игры с мячом. «Лови - бросай».


Цель: автоматизация заданного звука в словах, формирование навыков словообразования. Логопед бросает мяч ребёнку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн.ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т.д.). По аналогии: «Поймай и отбей», «Поймай и исправь ошибку», «Забей гол».
5. Игра на пианино. Ребёнок имитирует игру на пианино и проговаривает заданный слог или слово 5 раз: СА-СА-СА-СА-СА; САД-САД-САД-САД- САД и т. п.
6. «Рыбалка». В игре используется удочка (палочка с магнитом), а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав «рыбки» - слова, дети учатся не только произносить звук, по и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», составлять предложения.
Вывод: Практика подтверждает, что использование нетрадиционных методов и приёмов в работе с детьми с отклонением поведения позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность.
Список литературы

1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. М., 1999
2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОНР с 3 до 7 лет. СПб., 2015
3.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2002

4.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2001
2020