НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горева А. П., Мельникова О. П. Использование квест-технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf


Любознательность – это естественное стремление ребенка получать новые знания, но для ее проявления необходимы специально созданные условия и образовательная среда.
Реалии современного общества требуют от ребенка активной позиции, т.е. ребенок должен самостоятельно выполнять задания и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
Наиболее соответствующим требованиям и интересам детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является квест. Игры-квесты органично вписываются в образовательный процесс дошкольного учреждения, развивая при этом любознательность и инициативность дошкольников.
Главная особенность квеста – есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме, создают положительный эмоциональный настрой.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
В своей работе мы часто используем квест-технологии как для проведения итоговых мероприятий, так и для организации спортивных праздников и физкультурных досугов. Доброй традицией нашего детского сада стало проведение «Зарницы» на 9 мая, квестов на День здоровья: «Ключи здоровья», «Поиски витаминок», «Как дети вирус победили», а также квеста на 1 сентября «В поисках дерева знаний».
Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.

Квест – игра «На поиски здоровья»

для детей подготовительной к школе группы

Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
Задачи:
Образовательная
·           Развивать познавательный интерес
·           Развивать чувство юмора, воображение, смекалку
·           Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремлённость, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.
Коррекционная
·           Способствовать развитию внимая, координационных способностей
·           способствовать сплочению детей в коллективе.
Воспитательная
·           Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Оборудование: картинки с загадками по видам спорта, карточки-картинки с продуктами питания, карточки-картинки о правилах гигиены, «Волшебный мешочек».
Предварительная работа: беседы о здоровом образе жизни, о загрязнении окружающей среды; разместить в центрах детского сада половинки картинок с цветовыми обозначениями; составить маршрут поиска на карточке со списком заданий так чтобы 2 подгруппы детей не пересекались.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас с вами ожидает увлекательное путешествие по поиску здоровья. Мы будем искать сокровища, которые спрятаны в нашем детском саду. Как все вы знаете, обычно, чтобы найти сокровище, необходима карта или маршрут, по которому мы с вами сможем отправиться. У меня они есть, но чтобы вам их получить, нужно будет выполнить моё первое задание. Для начала ответьте – Что такое здоровье? Конечно! Верно! Здоровье – это не только отсутствие какой-либо болезни, но и весёлое настроение, физическая сила, хороший аппетит, красота и радость.
Квест – это непростая, но очень интересная игра. Она потребует от вас силы, знаний, смекалки.
Проверим вашу смекалку. Знаете ли виды спорта? (рассматривание картинок)
У меня есть два маршрута. Сейчас мы разделимся на две команды, выберем капитанов. Ну что же - в путь! Всем ни пуха – ни пера!
Далее дети отправляются по станциям и в награду за выполнение заданий получают «шарики-витаминки» с буквами.
1 станция – Медицинский кабинет.
Медицинская сестра спрашивает детей что значит соблюдать личную гигиену и для чего это нужно. Предлагает детям попарно разложить картинки, которые у нее перепутались.
Волосы – расческа
Нос – носовой платок
Руки – мыло
Ногти – ножницы
Зубы – зубная щетка
2 станция – Кухня.
Повар рассказывает детям о том, что пища должна быть не только вкусной, но и полезной. Предлагает детям составить меню для всего детского сада только из полезных продуктов.
На столе лежат карточки с картинками. Дети должны предложить вариант для завтрака, обеда и полдника.
3 станция – Методический кабинет.
Социальный педагог предлагает детям картинки с ситуациями «Один дома» о правилах безопасного поведения в быту.
4 станция – Спортивный зал.
Инструктор по физкультуре рассказывает детям о том, что для того, чтобы быть здоровым нужно обязательно заниматься спортом и делать утреннюю гимнастику. Каждый ребенок должен выполнить по одному упражнению 10 раз:
-рывки руками
-наклоны вниз, коснуться пола
-приседания
-отжимания
-пресс
-«рыбка»
-отбивание мяча
-прыжки на одной ноге
-«березка» или «шпагат»
Дети возвращаются в группу и складывают из полученных «витаминок» слово «ЗДОРОВЬЕ»

Квест-игра «Круиз к дальним берегам»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
Задачи:
•          содействовать полноценному физическому развитию;
•          закреплять знания детей о здоровом образе жизни; о морских обитателях;
•          способствовать формированию у дошкольников инициативы и самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости, выносливости.
Действующие лица: Нептун, Пират, Водяной, Чёрт, Кикимора
Ход развлечения
В групповое помещение приходит Нептун
Нептун. Здравствуйте, мои друзья.
Воспитатель: Ребята, кто это, как вы думаете?
Нептун. Да, вы правы. Я царь морской Нептун. Пришёл я к вам с просьбой: помогите мне!
 Воспитатель: А что случилось у тебя, царь Нептун?
Нептун. У меня стряслась беда:
Вся испачкалась вода.
Осьминоги, черепашки
Задыхаются, бедняжки.
Рыбки, крабы и дельфины
Все зарылись в ил и тину.
Океан мой обмелел
Засорился, опустел.
Все покинули меня -
Разнесчастного царя!
Воспитатель: Это просто катастрофа!
Нептун: Ребятишки, помогите!
Мир мой снова заселите
Рыбками, ракушками,
Крабами, лягушками.
Принесите мне скорей
Обитателей морей.
Ну, а я, уж так и быть,
Вам сумею отплатить.
Воспитатель: Надо спасать подводное царство! Но как же нам это сделать?
Нептун: Вам нужно отправиться в круиз к дальним берегам. Я вам карту покажу, где можно родичей моих найти. Попросите вы у них обитателей морских.
1 станция – Пиратский корабль.
Пират: Полундра! Это что это за подарочек с неба свалился? (Осматривает, ощупывает) Детишки-коротышки! Какие крепкие! Сильные! Вот и готова новая команда пиратов!
Воспитатель: Мы – ребята из детского сада. Нас прислал Царь Нептун, попросил у вас, уважаемый Пират, какое-либо животное морское, чтобы поселить в своём опустевшем царстве.
Пират: А вы точно не хотите остаться со мной – стать настоящими пиратами? (ответ детей) Жаль! Я бы с удовольствием с такой командой отправился в морское путешествие! Я вам открою тайну: я откармливаю хищников. А кто такие хищники, знаете? (ответ детей) А назвать хищников, живущих в воде, сможете? Да-а… умные ребята…А вы сможете защитить моих детишек-акулят?
Эстафета «Попади в цель»: попасть струёй из водяного пистолета в шарик, привязанный к бревну.
Пират: Молодцы! Эх! Мне бы такую команду! Ладно, получайте вашу акулу! Если передумаете и захотите стать пиратами – я вас жду!
2 станция — омут Водяного
Водяной: (поёт) Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной… (видит детей) Это кто ко мне пожаловал?
Воспитатель: Мы – ребята из детского сада. Нас прислал Царь Нептун, попросил у Вас, уважаемый Водяной, какое-либо животное морское, чтобы поселить в своём опустевшем царстве.
Водяной: У меня животных этих видимо-невидимо! Мои подружки – пиявки и лягушки. Только просто так я вам ни одного головастика не отдам. Мне очень скучно. Оставьте мне взамен кого-нибудь из детей. Во-о-он сколько их у вас…
Воспитатель: Мы друзей не отдаём! Давай мы лучше тебя повеселим!
Морской футбол в ластах.
Игра «Ловишки с ленточкой»
Водяной: Ну, спасибо! Повеселили вы меня! Получите морского обитателя! До свидания! Счастливого пути!
2 станция – Чёртово озеро
Чёрт: Русским духом пахнет! Кто это в моё Чёртово озеро пожаловал? Обычно его за три версты обходят!
Воспитатель: Мы – ребята из детского сада. Нас прислал Царь Нептун, попросил у Вас, уважаемый Чёрт, какое-либо животное морское, чтобы поселить в своём опустевшем царстве.
Чёрт: Неужели вы думаете, что я вам просто так своих любимчиков отдам? Я вам вопросы трудные-претрудные задам. Не дадите правильный ответ – не получите то, за чем пришли! (загадывает загадки об обитателях морей)
Чёрт: Справились с моими загадками! Жалко так гадов своих ползучих отдавать в чужие руки! Наносите мне свежей воды в озеро, может быть, я и отдам вам одного змеёныша или черепашку…
Эстафета «Перенеси воду»
Чёрт: Справились! Молодцы! Получайте животное! Счастливого пути!
3 станция — заводь Кикиморы
Кикимора: Какие маленькие! Какие миленькие! Так давно у меня гостей не было! Ох! Куда бы вас усадить, чем бы вас угостить? Будете коктейль из поганок? Лягушачьи лапки а ля франсэ?
Воспитатель: Нет! Нас прислал Царь Нептун, попросил какое-либо животное морское, чтобы поселить в своём опустевшем царстве.
Кикимора: Да я бы и рада родственничку помочь, только животных этих поймать надо. Быстрые вы? Смелые вы? Поймаете моих карапузиков ненаглядных?
Воспитатель: Поймаем!
Кикимора: Только круги спасательные наденьте, чтоб в моём болоте не утонуть ненароком.
Эстафета «С кочки на кочку» в спасательных кругах
Кикимора: Какие же вы ловкие да быстрые! Берите обитателя водного. Может, останетесь на обед? У меня сегодня Мухоморчики под болотной тиной!
Воспитатель: Спасибо, Кикимора! Нас царь морской ждёт!
Кикимора: Ну, прощайте. Приятно было с вами пообщаться.
Как только отряд проходит весь маршрут, он подходит к участку с водоёмом, сдает свой маршрутный лист с отметками ведущих на станциях и улов в ведерках Нептуну. Нептун быстро подсчитывает результаты и выпускает улов в водоём.
Вот спасибо! Молодцы!
Вы мне очень помогли.
Снова океан бурлит,
В нем морская жизнь кипит.
Очень я рад, что вы такие сильные, ловкие, смелые и за это я вам устрою веселый праздник! Танец, угощение
Нептун: Пора мне в свои просторы. Ведь морские дела мои неотложны. До свидания, ребята.

2021