Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Шишова Л.М. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры как фактор улучшения состояния здоровья обучающихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


 Здоровьесберегающий процесс на уроке физкультуры представляет собой систему взаимодействия учителя и ученика, совокупность решаемых образовательных, коррекционно – развивающих и воспитательных задач. Создавая в образовательном учреждении благоприятные психолого-педагогические условия на уроке физкультуры, учитель способствует развитию здоровой (уважающей себя и других, свободной и творческой) личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе (который определяет эмоциональное самочувствие учеников), задает модель приемлемого поведения и отношения с другими людьми.
 Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя на уроке физкультуры заключается в организации комфортного общения и приносящей удовольствие совместной деятельности, сотрудничества учителя и учащихся. Созданию эмоционального комфорта участников образовательного процесса на уроке способствует психотерапевтическая функция учителя, создание ситуации успеха, организация работы в зоне ближайшего развития, применение правильной и оптимальной системы оценивания работы учащихся на уроке физкультуры, которые реализуется через словесные и бессловесные воздействия на учащихся.
 Учитель физкультуры должен иметь соответствующее физическое развитие, чтобы лично демонстрировать детям выполнение того или иного упражнения. Расслабленный внешний вид учителя создает определенную атмосферу, и наоборот, напряженное состояние учителя на уроке воздействует сильнее, чем речь, и вызывает состояние напряжения в классе. В условиях проведения учебных занятий в спортивном зале, где акустика гораздо сильнее нежели в учебном кабинете, учителю физкультуры надо быть очень осторожным при подаче тех или иных команд, чтобы учащиеся с нарушенными психическими функциями не получили еще более глубокое поражение нервной системы.
 При организации здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке физкультуры, уделяется большое внимание трем основным группам факторов, влияющим на степень работоспособности учащихся:
- факторам физиологического характера (пол, возраст, группа здоровья, физкультурная группа, освобождение от занятий физкультурой);
- физического характера (освещение помещения, температура воздуха, шум);
- психического характера (самочувствие, настроение, порицание, поощрение, система оценивания деятельности учащихся при выполнении тех или иных физических упражнений).
 Перед учителем, который осуществляет свою профессиональную деятельность в русле здоровьесберегающей педагогики на уроках физкультуры, стоят следующие задачи:
- включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
- отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям;
- обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку;
- обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приемов и методов, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом наступления фазы снижения работоспособности учащегося;
- соблюдение норм объема домашних заданий;
- реализация индивидуально – личностного подхода к оценке знаний;
- максимально возможное использование активных методов обучения;
- формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Динамика изменений состояния здоровья учащихся на примере одного класса за 5 лет (5-9 класс)

 С учащимися данного класса познакомилась, когда приняла классное руководство в этом классе. Свою работу начала с изучения личных дел и медицинских карт учеников. Сразу для себя отметила, помимо основного диагноза, абсолютно все сопутствующие заболевания детей, составила соответствующую таблицу.
Таблица 1. Состояние здоровья учащихся 5 класса

Имя, фамилия
Основной диагноз
Сопутствующие заболевания
Группа здоровья
Физкультурная группа
1
Сергей Б.
F-71
Ожирение 3 степени, плоскостопие, аутические проявления
4
Специальная
2
Максим Г.
F-70
-
3
Основная
3
Надежда Е.
F-70
Ожирение 4 степени
4
Подготовительная
4
Дмитрий К.
F-70
-
3
Основная
5
Юрий М.
F-70
-
3
Основная
6
Владимир Н.
F-70
Ожирение 3 степени, плоскостопие
4
Подготовительная
7
Дмитрий Н.
F-70
Инвалид детства
4
Специальная
8
Ангелина П.
F-70
Миомия, онр, аллергодиатез
4
Подготовительная
9
Анастасия С.
F-70
Судорожный синдром
4
Специальная
10
Александр С.
F-70
-
3
основная
11
Данил С.
F-70
Сколиоз правосторонний, плоскостопие
3
основная
12
Анастасия С.
F-70
-
3
Основная
13
Екатерина Ф.
F-70
Плоскостопие
3
Подготовительная
14
Максим Ш.
F-70
-
3
Основная
 На протяжении 5 класса в основном вела наблюдение за детьми, выявила для себя определенные склонности учеников к чему – либо, по результатам тестирования сделала выводы об отношении детей к своему здоровью, ЗОЖ. На первых же уроках физкультуры подростков разделила на группы по состоянию здоровья, по уровню физического развития, по наличию или отсутствию каких – либо психических расстройств. У меня получилось 3 группы: физически хорошо развитые ребята, ребята со средним уровнем физического развития и дети с низким уровнем физического развития. Ежегодный мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, проводимый в школе дважды в год, позволяет выявить проблемы в развитии того или иного учащегося и определить направления, методы и способы улучшения показателей.
 Главная цель всей моей работы – сохранение здоровья учащихся, и в том числе через повышение двигательной активности учащихся и развитие мотивации к занятиям физической культурой.
Для решения поставленной цели я применяю:
- дифференцированный (ребята работают в группах по уровню физической подготовленности, сильные ученики получают увеличенную нагрузку, плотность урока для них может составлять и до 70 %, ребята вполне могут самостоятельно выполнять упражнения, они способны контролировать свое состояние здоровья, измерять ЧСС, выполнять страховку друг друга) и индивидуальный подход (с учащихся, имеющими более низкий уровень физической подготовленности работаю сама, такие дети получают чуть меньшую нагрузку на уроке, но с целью развития определенных физических качеств эта нагрузка постепенно увеличивается);
- вовлекаю учащихся в соревновательную деятельность (обязательное присутствие элементов соревнований при проведении уроков, это могут быть и товарищеские встречи между классами);
- развиваю самостоятельность через привлечение учащихся к подбору упражнений и проведению разминки (уже с 5 класса обучаю детей проводить разминку самостоятельно, добиваюсь от детей правильно формулировать то или иное упражнение. Разминка сама по себе является обязательным компонентом здоровьесбережения).
 В структуре уроков физической культуры применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- Эмоционально-положительный настрой, который дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. У меня с детьми с самого начала сложились довольно теплые и близкие отношения, что позволяет мне в своей работе использовать различные шутки, смешные истории из жизни, иногда даже анекдоты, в начале каждого урока пытаюсь вселить в ребят уверенность, что у них все получится, потому что я это знаю, и я в них уверена. Даже Сергей Б., у которого умеренная умственная отсталость, нарушена пространственно – временная ориентировка, координация движений, наблюдаются аутические проявления, охотно ходит на уроки физкультуры, потому что он знает, что нагрузка для него будет оптимальной и он всегда обязательно получит похвалу за выполненное им упражнение.
- Гимнастика с элементами акробатики, которая благотворно воздействует на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Из всех спортивных гимнастических снарядов мы используем только козла, но именно этот снаряд вызывает бурю восторга у детей. Многие дети в 5 классе не могли выполнить опорный прыжок, но при правильном использовании как самой методики обучения, так и здоровьесберегающих технологий к концу обучения в школе преодолели свой страх перед данным снарядом и выполняют упражнение на довольно приличном уровне.
- Лёгкая атлетика. Развитие основных движений — одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре. - Лыжная подготовка. Проведение занятий на улице уже имеет большую оздоровительную направленность, при проведении этих занятий тщательно слежу за внешним видом учащихся, перед началом лыжной подготовки в письменном виде уведомляю родителей о начале занятий по лыжной подготовке и необходимости правильно одевать своих детей для таких занятий.
- Подвижные и спортивные игры. Это самый любимый вид деятельности на уроках физкультуры у детей абсолютно любого возраста, главная задача учителя при использовании этого вида работы – не переборщить с нагрузкой, при проведении уроков по спортивным играм – волейбол, пионербол, баскетбол – неотъемлемым компонентом здоровьесбережения является изучение правила игры, правил соревнований, обязательное соблюдение техники безопасности, при составлении календарно – тематического планирования на каждый урок обязательно записывается и техника безопасности).
Таблица 2. Состояние здоровья учащихся 6 класса

Имя, фамилия
Основной диагноз
Сопутствующие заболевания
Группа здоровья
Физкультурная группа
1
Сергей Б.
F-71
Ожирение 3 степени, плоскостопие, аутические проявления
4
Специальная
2
Максим Г.
F-70
-
3
Основная
3
Надежда Е.
F-70
Ожирение 3 степени
4
Подготовительная
4
Дмитрий К.
F-70
-
3
Основная
5
Юрий М.
F-70
-
3
Основная
6
7
Владимир Н.
F-70
Ожирение 3 степени, плоскостопие
4
Подготовительная
8
Дмитрий Н.
F-70
Инвалид детства
4
Подготовительная
9
Ангелина П.
F-70
Миомия, аллергодиатез
4
Подготовительная
10
Анастасия С.
F-70
Судорожный синдром
4
Подготовительная
11
Данил С.
F-70
Сколиоз правосторонний
3
Основная
12
Анастасия С.
F-70
-
3
Основная
13
Екатерина Ф.
F-70
Плоскостопие
3
Подготовительная
14
Максим Ш.
F-70
-
3
Основная
Таблица 3. Состояние здоровья учащихся 7 класса

Имя, фамилия
Основной диагноз
Сопутствующие заболевания
Группа здоровья
Физкультурная группа
1
Сергей Б.
F-71
Ожирение 3 степени, плоскостопие, аутические проявления
4
Специальная
2
Максим Г.
F-70
-
3
Основная
3
Надежда Е.
F-70
Ожирение 3 степени
4
Подготовительная
4
Дмитрий К.
F-70
-
3
Основная
5
Юрий М.
F-70
-
3
Основная
6
Владимир Н.
F-70
Ожирение 3 степени
3
Подготовительная
7
Дмитрий Н.
F-70
Инвалид детства
3
Подготовительная
8
Ангелина П.
F-70
Миомия, аллергодиатез
3
Подготовительная
9
Анастасия С.
F-70
Судорожный синдром
3
Подготовительная
10
Данил С.
F-70
Сколиоз правосторонний
3
Основная
11
Анастасия С.
F-70
-
3
Основная
12
Екатерина Ф.
F-70
Плоскостопие
3
Подготовительная
13
Максим Ш.
F-70
-
3
Основная
Таблица 4. Состояние здоровья учащихся 8 класса

Имя, фамилия
Основной диагноз
Сопутствующие заболевания
Группа здоровья
Физкультурная группа
1
Сергей Б.
F-71
Ожирение 3 степени, плоскостопие, аутические проявления
4
Специальная
2
Максим Г.
F-70
-
3
Основная
3
Надежда Е.
F-70
Ожирение 3 степени
4
Подготовительная
4
Дмитрий К.
F-70
-
3
Основная
5
Юрий М.
F-70
-
3
Основная
6
Владимир Н.
F-70
Ожирение 3 степени
3
Подготовительная
7
Дмитрий Н.
F-70
Инвалид детства
3
Основная
8
Ангелина П.
F-70
Миомия, аллергодиатез
3
Подготовительная
9
Анастасия С.
F-70
-
3
Основная
10
Данил С.
F-70
Сколиоз правосторонний
3
Основная
11
Анастасия С.
F-70
-
3
Основная
12
Екатерина Ф.
F-70
-
3
Подготовительная
13
Максим Ш.
F-70
-
3
Основная
 Как классный руководитель данного класса и учитель физкультуры, постоянно наблюдая за состоянием здоровья Дмитрия Н. и Анастасии С., за тем как дети охотно занимаются физкультурой, принимают активное участие в спортивной жизни школы и класса, вынуждена была обратиться к врачу школы с просьбой провести полное и тщательное медицинское обследование этих учащихся с целью уточнения групп здоровья и физкультурных групп. По результатам диагностического исследования, была выявлена значительная положительная динамика улучшения состояния здоровья данных учащихся.
Таблица 5. Состояние здоровья учащихся 9 класса

Имя, фамилия
Основной диагноз
Сопутствующие заболевания
Группа здоровья
Физкультурная группа
1
Сергей Б.
F-71
Ожирение 3 степени, плоскостопие, аутические проявления
4
Специальная
2
Максим Г.
F-70
-
3
Основная
3
Надежда Е.
F-70
Ожирение 3 степени
4
Подготовительная
4
Дмитрий К.
F-70
-
3
Основная
5
Юрий М.
F-70
-
3
Основная
6
Владимир Н.
F-70
Ожирение 3 степени
3
Подготовительная
7
Дмитрий Н.
F-70
Инвалид детства
3
Основная
8
Ангелина П.
F-70
Миомия, аллергодиатез
3
Подготовительная
9
Анастасия С.
F-70
-
3
Основная
10
Данил С.
F-70
Сколиоз правосторонний
3
Основная
11
Анастасия С.
F-70
-
3
Основная
12
Екатерина Ф.
F-70
-
3
Подготовительная
13
Максим Ш.
F-70
-
3
Основная
2018