Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Ковальчук Г.В. Урок физической культуры в 6 классе по теме «Техника опорного прыжка, упражнения в равновесии, лазание, переползание»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Раздел программы: Гимнастика.
Цель урока: создание условий для совершенствования элементов гимнастики, развития устойчивого интереса обучающихся к урокам физической культуры.
Задачи урока:
- совершенствование техники опорного прыжка,
- совершенствование упражнений в равновесии,
- совершенствование лазания по гимнастической стенке, переползания по-пластунски,
- развитие ловкости на гимнастической полосе препятствий и в подвижной игре.
Тип урока: комбинированный.
Универсальные учебные действия
Предметные: научатся выполнять опорный прыжок, упражнения в равновесии, лазание, переползание.
Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения учебной задачи.
Коммуникативные: формируют собственное мнение, договариваются со сверстниками.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: стремятся хорошо выполнять задания.
Методы обучения: фронтальный, групповой, поточный.
Образовательные ресурсы: гимнастический козел, гимнастические маты, гимнастическое бревно, параллельные гимнастические брусья, гимнастическая стенка, конусы разметочные.

Ход урока

I. Подготовительный этап (10 мин.).
Построение, приветствие. Повторение строевых команд: «Становись!», «Равняйсь, смирно!». Повороты на месте, направо, налево, кругом. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, напоминает правила техники безопасности на уроках гимнастики, озвучивает цель и задачи урока, настраивает обучающихся на работу.
Далее проводится разминка, включающая общеразвивающие упражнения в движении, которые проводятся поточно, с дистанцией между учениками в 2 шага:
- ходьба на носках, руки на поясе, локти отведены назад,
- ходьба на пятках, руки за головой, локти отведены назад,
- ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе,
- бег в равномерном медленном темпе с переходом на ходьбу.
После проводится бег с ускорением до 10 м: с исходной позиции прямо до первого ориентира, влево приставным шагом до второго ориентира, затем вправо приставным шагом до третьего ориентира, спиной вперед до четвертого ориентира, с переходом на ходьбу до исходной позиции. После – ходьба, восстановление дыхания.
Продолжая движение, проводим общеразвивающие упражнения для верхнего плечевого пояса.
Затем перестроение в две шеренги, расстояние между шеренгами 6 шагов, интервал между учениками – на вытянутые в сторону руки. Проводятся упражнения для развития быстроты: бег на месте с энергичным движением рук и ног (до 10 сек.).
Подготовительные упражнения для освоения наскока на мостик и толчка двумя руками (каждое упражнение выполняется 3 раза):
- прыжки на месте толчком двумя ногами,
- с 2-3 шагов прыжок толчком одной и махом другой с приземлением на две ноги,
- в упоре лежа прогнуться и, одновременно отталкиваясь руками и ногами, прийти в стойку «ноги врозь».
Восстановление дыхания.
II. Основной этап (30 мин.)
Класс делится на 3 группы по уровню физической подготовленности.
Сначала упражнения проводятся по станциям (общее время – до 15 мин.).на каждой станции до 5 мин.
1 станция, задания и упражнения:
1. Повторение подводящих упражнений для прыжка «ноги врозь»: с 2-3 шагов разбега махом одной и толчком другой прыжок на мостик на 2 ноги с последующим прыжком вверх (2 раза); с 2-3 шагов разбега вскок на козла в упор стоя согнувшись, ноги врозь, и соскок прогнувшись.
2. Прыжок «ноги врозь» через козла (высота 110 см) с 3-5 шагов разбега (с помощью) – 1-2 раза.
3. Прыжок «ноги врозь» через козла с 8-10 шагов разбега самостоятельно (3-5 раз).
Учитель находится на этой станции, осуществляет страховку обучающихся, дает им методические указания. Обучающиеся должны соблюдать правила техники безопасности, при выполнении упражнения выбирать дистанцию, удобную для разбега, а также договариваться об очередности выполнения задания. Также оказывают необходимую взаимопомощь.
2 станция, задания и упражнения: упражнения для развития равновесия на низком бревне, лежащим на полу между гимнастическими матами: передвижение шагом на носках, правым/левым боком, ходьба с поворотом на 180-360 градусов, ходьба навстречу, поменяться местами, помогая друг другу.
3 станция, задания и упражнения: переползание по-пластунски (дистанция – 2 гимнастических мата) с переходом на гимнастическую стенку с последующим движением приставным шагом по нижней рейке.
Упражнения в группах выполняются поточно. Ориентировочно через 3-4 минуты смена мест занятий по часовой стрелке.
Далее упражнения выполняются на полосе препятствий с элементами гимнастики (до 5 мин.). Полоса препятствий имеет 6 этапов. Выполняется поточно по часовой стрелке. Учащиеся делятся на группы по 4-6 человек и занимают исходное положение на этапах. Упражнения на полосе препятствий выполняются не менее 3-х кругов с остановкой после каждого круга. Учитель находится на этапе опорного прыжка, осуществляя страховку обучающихся, давая им методические указания. Обучающиеся участвуют в выполнении задания, соблюдая установленную учителем дистанцию.
1 этап. Опорный прыжок через козла ноги врозь. Тем учащимся, у кого возникают затруднения, разрешается выполнять прыжок любым удобным способом: вскок в упор присев соскок прогнувшись или вскок стоя на коленях соскок прогнувшись. Либо этап полностью пропускается.
2 этап. Ходьба на носках по лежащему на полу гимнастическому бревну, которое с двух сторон прижато четырьмя гимнастическими матами.
3 этап. Бег змейкой вокруг шести ориентиров (разметочные конусы), расположенных зигзагообразно примерно под углом 45 градусов друг от друга на дистанции 3-4 шага.
4 этап. Передвижение в висе на высоких параллельных гимнастических брусьях.
5 этап. Переползание по-пластунски на двух гимнастических матах.
6 этап. Передвижение приставным шагом по нижней рейке гимнастической стенке.
Далее проводится подвижная игра «Не дай мяч водящему» (до 10 мин.). В игре – два водящих. Разрешается только перехват без отбора мяча. Каждый из игроков с мячом может делать не более двух шагов.
III. Заключительный этап (5 мин.). Дыхательные упражнения (4 мин.). Подведение итогов урока (1 мин.) Учитель делает указания, замечания по уроку. Выставляет оценки. Формулирует домашнее задание.

Библиографический список

1. Физическая культура. 5-7 класс: методические рекомендации / М.Я. Виленский и др. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.
2. Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. М.Я. Виленского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 239 с.
2019