Право и образование

Диденко Л.М. Конспект занятия в старшей группе дошкольного возраста «Всемирный день ребенка»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf

Цель:
Познакомить детей с их гражданскими правами и обязанностями.
Задачи:
• развивать умение рассуждать, делать выводы.
• способствовать развитию нравственных представлений.
• воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход занятия
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Воспитатель:
Вот мы с вами и поздоровались, пожелали здоровья, проявили уважение, вежливость друг к другу. Сегодня я и принесла вам подарок. (показывает календарь) А кто знает - что это такое? (ответы детей) А почему в календаре одни числа красные, а другие-черные?
Дети:
Красные - это праздничные и выходные дни, черные -рабочие дни.
Воспитатель:
А какие есть праздники для детей?
Дети:
Новый год, 1 июня - день защиты детей.
Воспитатель:
Да, верно, но до них еще так далеко. Но скоро будет праздник «Всемирный день ребенка". Его празднуют 20 ноября. Этот праздник отмечают на всей планете. Он посвящен детям всего мира и направлен на улучшение жизни детей. И сегодня я хочу вам рассказать про этот день.
В мире много разных стран и народов. Все дети разных стран называются по разному. Давайте поиграем в игру.
Игровое упражнение "Дети Земли".
Дети России кто? - россияне.

Дети Италии - итальянцы.

Дети Англии - англичане.

Дети Франции – французы.

Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим на экран. (Свидетельство о рождении)

Воспитатель:
Что это за документ? (Ответы детей) Да, правильно, это первый документ каждого человека. Выдаётся после рождения. Он дает вам право на имя, фамилию, отчество.
Воспитатель:
Зачем нам нужно имя?
Дети:
Для того, чтобы нас не перепутали.
Воспитатель:
Скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с правом детей на имя?
Дети:
Называть друг друга по имени.
Воспитатель:
Правильно. Сейчас поиграем с мячом, я буду бросать вам мяч, а вы должны представиться, назвав свою фамилию и имя. (Дети по очереди называют Ф. И.)
Игра с мячом «Назови свою фамилию и имя».
Воспитатель:
Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель:
Посмотрите на экран и скажите, что вы видите. (Сердечко) О каком праве говорит этот предмет?

Дети:
В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, а взрослые обязаны заботится о детях.
Воспитатель:
Давайте вспомним ваши имена и назовем друг друга ласково.
Игровое упражнение «Назови ласково».
Воспитатель:
Послушайте отрывок из песни. (Звучит песня "Всем на свете нужен дом") В это время на экране появляется картинка с домом.

О каком праве напомнила вам эта песенка?
Дети:
Каждый ребёнок имеет право на жильё.
Воспитатель:
Как люди обязаны относиться к своему дому?
Дети:
Бережно.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
(Потому что никто не может без разрешения заходить в наш дом и брать наши вещи.)
Воспитатель:
Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Воспитатель:
Посмотрите следующее изображение на экране. О каком праве вы может рассказать, глядя на эту картинку (на картинке дети отдыхают на природе)?

Дети:
Право на отдых.
Воспитатель:
А как вы отдыхаете дома и в детском саду?
Дети:
Мы играем и дома и в детском саду.
Воспитатель:
Вот и мы сейчас поиграем.
Игра "Да или нет".
Воспитатель:
Если согласны с утверждением, то поднимаете руки вверх и говорите «ДА», если не согласны, то опускаете руки и говорите «НЕТ».
• Есть ли в море рыбки? Да
• Есть ли крылья у телёнка? Нет
• Есть ли клюв у поросёнка? Нет
• Есть у вороны крылья? Да
• Есть ли двери у норы? Нет
• Есть ли хвост у петуха? Да
Воспитатель:
Ребята, следующая картинка на экране. О каком праве она нам расскажет (картинка с учениками в школе)?

Дети:
(Право на образование)
Воспитатель:
Вы скоро пойдёте в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания. Где можно получить образование?
Дети:
(в школе, в училище, в институте)
Воспитатель:
Для чего надо учиться?
Дети:
(Для того чтобы получить профессию, чтоб быть умным)
Воспитатель:
Каждый ребенок имеет право на семью: жить с мамой, папой, иметь братика или сестру, бабушку и дедушку. Давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».
Пальчиковая игра «Моя семья».
«Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья».
Воспитатель:
А вот и загадки про семью.
1. Это когда все вместе : папа, мама, дедушка, бабушка и я (семья).
2. Он стар, но это ничего, его добрее нет, он папа папы моего, а для меня он (дед).
3. В доме у нас появилась девчонка, теперь я ей брат, а она мне (сестренка).
4. Место, где вся семья бывает (дом).
5. Она совсем не старая, хотя совсем седая, я сяду с нею рядышком: "Продолжи сказку… (бабушка).
6. Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей (мама).
Воспитатель:
О чем эти загадки?
Дети:
О семье.
Воспитатель:
Семьи бывают разные большие и маленькие. А чтобы семья была дружной и счастливой, все помогают друг другу, имеют свои обязанности. У вас обязанность: убирать игрушки после игры, заправлять постель, помогать маме в уборке дома, обязаны слушать родителей.
Воспитатель:
Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас в семьях любят друг друга, весело живут все вместе. В России цветок ромашка является символом любви, давайте сделаем "семейную ромашку" и подарим маме.
Дети изготавливают цветок.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какая у нас получилась ромашка с вашими правами. Давайте ещё раз вспомним, о чем самом важном мы говорили? (О правах ребенка и об обязанностях)
Рефлексия:
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Трудно ли было изготавливать ромашку?
- Давайте поблагодарим друг друга и похлопаем в ладоши!
Список литературы:
1. Мы имеем право!:[учеб.-метод. пособие для пед.коллективов дет.
дошк. учреждений]/ С.А. Козлова. – М.: Обруч, 2010.
2. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие
для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1997.
3. Фролова Г. Умеют ли дети защищать свои права?//Нар.образование.
1998.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я ребенок, и я имею право. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
5. Козлова С. А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет. дошк. учреждений) М. : Обруч, 2010.
6. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
7. Осокина И. М. Сказка с песней повстречались. Ярославль. Академия развития, 2006.
8. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002. №4.
9. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006, - 80с.
10. Пыжьянова Л. Права ребёнка// Ребёнок в детском саду. 2003. №4,5.
11. Соболева М. Н., Савина Н. В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ. 2005. №3.
12. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2004.
2022