Актуальные вопросы начального общего образования

Дементьева Л.А. Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания патриотизма и гражданственности младших школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Аннотация. В статье говорится об основах нравственного воспитания детей, необходимости формирования таких ценностей как доброта, честь, трудолюбие в семье с самого рождения ребенка, не забывая о традициях своего народа. Этнокультурное воспитание неразрывно связано с воспитанием патриотизма, так как приобщение детей к отеческому наследию воспитывает любовь, уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Ключевые слова: Родина, семья, дети, этнокультурные традиции, школа, патриотическое воспитание.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Как залихватски, с каким-то вызовом, с нараспашку открытой душой говорит Сергей Есенин в этих строках о любви к своей Родине. Он любил Русь, какой она была, не стесняясь и не изменяя ей.
С понятием Родины у каждого связано что-то свое, для него особое и дорогое, родное, близкое, что живет вместе с ним на протяжении всей жизни; согревает душу в трудные минуты, помогает пережить сложные моменты в жизни.
У каждого человека есть две родины: малая и большая. Малая – это город, деревня, улица, дом, где он родился. Очень часто ощущение Родины связано именно с этими местами. Но одновременно с небольшим кусочком земли, где родился и вырос, своей Родиной мы признаем всю огромную Россию. Это ведь и «шестая часть земли с названьем кратким Русь», которую «умом…не понять, аршином общим не измерить», в которую, как писал Ф.И. Тютчев, «можно только верить».
Для нас малая Родина – это республика Марий Эл. Она лежит в середине Русской равнины нашей необъятной страны. Марийская земля, как зелёный изумруд, сверкает в самом центре России. На карте она занимает лишь маленькую частицу, похожую по своим очертаниям на кленовый лист, резные лучи которого как бы легли между лесами и реками, между озерами и полями. Светлы леса земли Марийской, чисты реки, гостеприимны и трудолюбивы люди, которые в течение многих поколений с середины 16 века живут одной жизнью, разделяют одну судьбу с Россией.
Если марийский народ не хочет затеряться в многонациональной стране, то он должен иметь свой язык, свои национальные традиции, обряды, которые надо постоянно развивать и сохранять. В деле воспитания подрастающего поколения в современных условиях следует шире опираться на накопленный народом многовековой опыт, извлекать уроки из богатого кладезя знаний и умений предыдущих поколений, использовать их для дальнейшего развития. Поэтому задача возрождения национальных традиций, воспитания духовной культуры должна быть приоритетной. Семья играет огромную роль в сохранении и формировании национального самосознания подрастающего поколения.
Формирование человека начинается с детства, с семьи. Основы государственности тоже начинаются с семьи. Семья – основной источник воспитания ребенка, именно для этого она и создается. А с чего начинается семья? С домашнего очага, где человеку хорошо, тепло и уютно, где он чувствует себя защищенным. В марийском народе семья с незапамятных времен является центром создания жилья, выступает как первичная ячейка общества, коллективный воспитатель. Народ ратовал за счастливую семью, считал, что «в здоровой семье – всегда радость». Поэтому любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый чувствует ответственность друг за друга, стремится жить его радостями, разделять и облегчать горести. А дети – зеркало семьи. Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность, он слышит суждения и оценкиродителей, наблюдает их отношение к другим людям и друг к другу. Поэтому дети не становятся добрыми и благородными сами по себе. Единственный способ сделать их такими – дать хорошее воспитание. А это – основная задача, возложенная на родителей. Правильное воспитание в семье – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед страной. Душа ребенка сродни плодородной почве. И, как говорится, что в эту почву посеешь, то и пожнешь. Воспитать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитать.
И учитель, и родители объединены единой целью: обучать и воспитывать детей. Но учитель не может перевоспитать родителей и преобразовать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но он может содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Несомненно, это воспитание на национальных традициях, истории и культуре народа.Родителям необходимо возрождать базовые семейные ценности, связанные с этнокультурной идентификацией юных граждан.
Воспитание человека в далекие времена осуществлялось в процессе самой жизни. Старшее поколение считало святой обязанностью передавать детям умения и навыки, необходимые для жизни. Особо трепетное отношение в марийских семьях было к труду. Следовали такой поговорке: «Дерево можно гнуть только пока оно молодо». Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Отцы передавали своим сыновьям знания, необходимые для охоты и рыбной ловли, обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу в хозяйских делах. Матери учили девочек шить, ткать, вышивать, готовить обед, стирать, давали им знания по обработке конопли, льна, формировали умения и навыки прядения [1, с. 44–45]. Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания.
Марийская семья издавна славилась хлебосольством. Любили принимать гостей и ходить в гости. Даже уходя из дому, марийцы не закрывали двери на замок, чтобы проходящий путник мог зайти и подкрепиться перед дорогой. У народа мари всегда почитали представителей других национальностей. Детей с малых лет учили языку других народов, языку соседей. Им внушали мысль о том, что люди должны быть вместе, и если не научишься уважать свой народ, то ты не в состоянии понять и принять другие народы с их самобытным творчеством и искусством.[4].
К сожалению, у нас мало кто в семье учит мальчика быть мужчиной, мужем, отцом, хозяином в доме, а девочек – быть женой, матерью, хозяйкой. В наши дни молодое поколение не знает не только историю своей семьи, но часто и историю своего края, так как современные родители не всегда оказывают должного внимания на приобщение детей к родному языку, на знание и сохранение традиций своего народа. Человек начинает ценить и уважать свою Родину, когда узнает её культуру, когда понимает её место и значимость в мире. Воспитание любви к родному краю, родной культуре, родной речи – задача первостепенной важности. Изучение истории, культуры, почитание своей малой Родины, семьи, дома, забота о родном крае помогут детям осознать, что его жизнь – звено исторических событий. Именно сегодня, как никогда, школа, семья должны почувствовать свою ответственность за настоящее и будущее своего края, а значит, и своей страны. Дети не должны терять свою национальную принадлежность.Поэтому необходимо воспитывать любовь к своей семье, своему жилищу, к своей школе, к своей стране, ее истории и культуре с самого рождения ребенка, потому что, не делая этого, мы обрекаем общество на человечество с полным отсутствием духовно-нравственных качеств личности, а без них мир не сможет продолжать свое существование. Таким образом, этнокультурное воспитание неразрывно связано с воспитанием патриотизма.
Приобщать детей к отеческому наследию, воспитывать любовь к Родине мне помогает кружок «Краеведение», который веду уже много лет. Главной целью кружка является: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии. Основными задачами кружка являются: развитие познавательных интересов учащихся, расширение во внеурочной работе их кругозора; пробуждение интереса к своему родному краю, его истории, традициям, культуре, желания еще больше узнать о жизни своего народа и соседствующих народов; привитие учащимся определенных морально-этических норм, которые были сформированы у нации в результате многовекового развития. В своей работе я использую различные приемы и методы познания младшими школьниками культуры народа, проживающего в нашей республике: беседы, занятия в классе, экскурсии, посещение музеев и выставок.Для эффективных и интересных занятий по изучению этнокультурного наследия нашей республики особенным является создание эмоционально-комфортной атмосферы, в процессе которой устанавливается доверительный диалог между педагогом и учениками, также и между самими учениками. Используя в работе с детьми краеведческий материал, воспитываю у них патриотические чувства, провожу мероприятия по традиционной народной культуре, по возрождению календарных праздников, которые тесно связаны с историей. Дети собирают старые фотографии, записывают старинные обряды, обычаи, рецепты национальных блюд. Нельзя не учесть то, что хранителем традиций и обычаев родного народа является семья. Именно поэтому во всех наших праздниках и мероприятиях активными участниками являются не только дети, но и их родители. Вместе с родителями дети готовят поделки на ярмарку, вкусные оригинальные блюда, участвуют в спортивном соревновании «Папа, мама, я – спортивная семья». Праздничная атмосфера такого праздника остается в сердце каждого ребенка.
На уроках литературного чтения знакомлю детей с устным народным творчеством. Из произведений марийского народного творчества дети узнают особытиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далеких предков, о том, как они обрабатывали землю, путешествовали, к чему стремились и с чем боролись. Через художественное слово мы ведем ребенка в область народной жизни, народного духа, помогая радоваться и сопереживать, влияя на правильное развитие народного характера. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Через образы легендарных героев Чоткара, Онара, Акпатыра, Акпарса утверждаются взгляды о святости человеческого подвига во имя защиты родной Отчизны.Дети должны знать этих героев. Важное место у марийского народа занимали легенды. Наиболее распространенной среди них была легенда – сказка о великане Онаре. Его образ – олицетворение родного края. Дети с интересом читают о нем, пытаются нарисовать его образ словесно и изобразить при помощи кисти на бумаге.
Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при воспитании и обучении детей использую не только художественную литературу, но и наглядные предметы: старинную мебель, посуду, изделия ремесленников и многое другое. В этом качестве мне помогает наш школьный музей, который решает целый ряд задач: повышает интерес к экспозициям; способствует расширению знаний о культуре, искусстве, истории своей малой Родины.Много лет назад родилась и сохраняется сегодня традиция создания летописи школы. Внашем школьном музее собраны разнообразные материалы: фотографии, лучшие исследовательские работы о семье, о крае, о своей стране России, о её защитниках.
Приобщение детей к культуре своего народа является важной частью патриотического воспитания. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Далеко не всегда у детей сразу просыпается интерес к изучению своего края. Этот интерес надо пробудить, и в этом отношении мнепомогают сезонные экскурсии в природу на уроках окружающего мира. Тот, кто любит родной край, не просто стремится узнать его прошлое и настоящее. Он хочет поделиться своими знаниями с друзьями и близкими. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе. [3]. И, может быть, в это время у него рождается любовь к нашей малой Родине, которая перерастает в большую любовь, любовь к нашей Отчизне.Поэтому важной неотъемлемой частью краеведческого направления является проектно-исследовательская деятельность школьников. Согласно учебной программе по окружающему миру в начальных классах рассматриваются такие темы проектов, как «Родной город или село», «Родословная», «Что даёт наш край стране», «Экономика родного края»,«Марий Эл – моя малая Родина».
Воспитание любви и уважения к Родине у младших школьников достигается изучением и проведением различных праздников: «Масленица», «Праздник Урожая», «Пеледышпайрем». Неслучайно народные праздники величают кладезем национальных ценностей и культуры народов.
В начальных классах у детей закладываются основные моральные ценности, поэтому данный этап в жизни младшего школьника является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей родины, а реализовать его можно на классных часах, внеклассных мероприятиях на патриотические темы. Часто провожу беседы и классные часы на такие темы, как: «Символы России и республики Марий Эл», «Конституция РФ – главный закон нашей страны», «Права и обязанности детей», «Знаменитые люди республики» и др., уроки мужества: «Мы мир храним, пока мы помним о войне», «Герои Отечества – уроженцы Марий Эл». На классных часах, посвящённых трагическим страницам истории страны, рассказываю ребятам о героях-земляках и о мирных жителях, находившихся в тылу.Большое значение в воспитании будущих граждан России имеют создания детьми выставок поделок, рисунков, сочинений по данной теме, участие в общественном проекте «Бессмертный полк».
Большое значение в этнокультурном воспитании и нравственном формировании школьников занимает привитие чувства уважения и почитания старшего поколения. Вместе с детьми мы раньше посещали дом-интернат для престарелых людей, когда он существовал при нашей больнице. Теперь стараемся ходить в гости к старикам и труженикам тыла, чтобы помочь им в делах по дому, поздравляем их с праздниками. Они с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и интересна их жизнь.
Чтобы воспитать граждан и патриотов своей Родины, нужен длительный процесс, который потребует от педагога большого терпения и настойчивости. Поэтому главная задача учителя – не навязывать, а разбудить то чувство любви к своей родине, уважения к ее истории, к традициям, к языку, культуре, которое у каждого гражданина России есть. Важно отметить, что краеведческий и этнокультурный материал формирует личность, которая будет уважать родной край и проявлять интерес к ее культуре. Посвящая школьников в деятельность, связанную с историей и культурой своего народа, удается развить высоконравственные качества: гражданственности, патриотизма, приобщить их к духовной, нравственной и материальной культуре народа и воспитать гордость за свою Родину. Воспитание патриотизма является сегодня одной из главных задач в деле обеспечения национальной безопасности нашей страны. Ведь патриотизм – это не просто красивые слова. Это, прежде всего, служение своей Родине, стране, России, своему народу.
Хочу подвести итог, этнокультурное воспитание подрастающего поколения играет важную роль. Ведь это, прежде всего, положительный опыт, накопленный нашими предками годами. Пути этнокультурного воспитания могут быть разнообразными, главное – зародить в ребёнке это великое чувство – быть гражданином своей страны. Если мы не будем признавать свой родной язык, станем пренебрегать традициями, то также легко сможем забыть свою Родину. Поэтому воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении народным опытом.

Библиографический список

1.  Аканаева А.И., Морозова З.В., ОрловаА.А. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 3 класса. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012. С. 44–45.
2.  ИвановА.Г.,СвечниковС.К.ИсторияикультуранародовРеспубликиМарийЭл: информационно-просветительский сборник. В 2 частях. Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2018. 256с.
3.  Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона // Воспитание школьников. 2008 №5. С.28–30.
4.  ТойдыбековаЛ.С. Марийская мифология. Этнографический справочник. Йошкар-Ола: МПИК,2007. 312 с.
2022