НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ярошевич И.Е. Наставничество как форма методической работы с педагогами в ДОУ

Библиографическое описание:
Ярошевич И.Е. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В ДОУ // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

В системе методической работы в ДОУ можно выделить еще одно направление – сопровождение деятельности начинающего воспитателя.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В этих условиях важна грамотная поддержка и сопровождение начинающих специалистов сотрудниками ДОУ и в первую очередь старшим воспитателем или заместителем руководителя по ВОД. В методическом сопровождении деятельности начинающих специалистов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы специалиста дошкольной организации. Такая система планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой организации, поэтому она разрабатывается для каждого ДОУ самостоятельно.

Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые 5-8 лет – это становление начинающего специалиста.

Начальный этап вхождения начинающего воспитателя в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Методическая служба ДОУ должна уметь создать такую систему сопровождения начинающих специалистов, которая помогла бы им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями, свободно применяемые в различных педагогических ситуациях.

Наставничество – разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке начинающих специалистов и специалистов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Или, говоря словами Дэвида Майстера, наставничество = это инвестиции в долгосрочное развитие организации и ее здоровье.

Педагогическое наставничество обладает большой гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с начинающими специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным

Сегодня система наставничества в ДОУ вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Так, наставничество считается одним из наиболее продуктивных способов передачи знаний и навыков начинающим сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе. Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста.

Основные принципы наставничества:

— добровольность;

— открытость;

— компетентность;

— соблюдение норм профессиональной этики.

Для организации системы работы по наставничеству в ДОУ необходимо создать нормативную базу.

Документы, регламентирующие наставничество:

• положение о наставничестве в ДОУ;

• приказ заведующей учреждением об организации наставничества;

• приказ о закреплении наставника;

• планы работы по наставничеству;

• годовой план работы ДОУ.

Цель наставничества в ДОУ: создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в условиях образовательного пространства, а также формирование в ДОУ кадрового потенциала.

Задачи наставничества:

1. Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.

2. Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.

3. Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс.

4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.

5. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Руководитель ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных специалистов, воспитателей по следующим критериям:

· высокий уровень профессиональной подготовки;

· развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;

· опыт воспитательной и методической работы;

· стабильные результаты в работе;

· богатый жизненный опыт;

· способность и готовность делиться профессиональным опытом;

· стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

К задаче наставника относится не только оказывать поддержку начинающему специалисту, но и показывать своим примером качественный подход к работе с детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Адаптация начинающих педагогов в образовательном учреждении.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

3. Использование в работе начинающих педагогов новых современных педагогических технологий.

4. Активизация деятельности начинающих педагогов в части участия в работе профессиональных сообществ педагогов города.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности начинающего педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности педагога.
2023