Библиографическое описание:
Поляков Ю.В. Практические советы преподавателю физики по проведению открытого урока, на котором будет присутствовать аттестационный эксперт, подтверждающий заявленную преподавателем категорию // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Аттестация – это процедура, в ходе которой эксперты, анализируя профессиональные качества преподавателя, подтверждают соответствие этих качеств заявленной категории. В состав документов, посылаемых преподавателем в аттестационную комиссию, должны входить экспертные заключения открытых уроков, проводимых в аттестационный период. Предметом данной статьи является оказание практической помощи преподавателю физики при разработке и проведении открытого урока. Качество проводимого урока зависит от ряда факторов: правильного выбора темы урока, разработанного плана его проведения, подготовительной работы преподавателя, знания задач эксперта, посещающего урок, правильного использования технических средств обучения и т.п.
Выбор темы открытого урока.
Выбор темы урока – один из основополагающих факторов успеха преподавателя. Правильно выбранная тема помогает преподавателю проявить личные индивидуальные профессиональные качества, способствует его психологической устойчивости при проведении урока, протекающего в нестандартной ситуации. Знакомая преподавателю тема позволит в полной мере проявить свои: знания предмета, умение применять различные методы и технологии обучения, умение организовывать и управлять учебным процессом, умение использовать разнообразные технические средства обучения. Преподаватель должен понимать, что выбранная тема должна вызывать активный познавательный интерес студентов, мотивировать их на её изучение и, одновременно, быть доступной для их понимания.
Подготовительная работа преподавателя по проведению открытого урока на первом этапе должна включать разработку плана урока.
Содержание плана:
1. Структура занятия – последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия).
2. Содержание предметных знаний, умений, целей, задач, профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины) по теме урока.
3. Краткое содержание теоретических знаний, необходимых для отдельных этапов урока.
Практические советы преподавателю при подготовке открытого урока.
1. Получить как можно больше информации об опыте проведения открытых уроков другими преподавателями и, желательно, посетить один из открытых уроков.
2. Использовать только те педагогические методы и технологии обучения, которые неоднократно применял сам преподаватель. Применение апробированных методов и технологий будет способствовать раскрепощению внутренней свободы и снятию внутренней напряженности. В знакомой ситуации человек приобретает психологическую устойчивость, он свободно ориентируется в пространстве и времени. Причина психологической неустойчивости, возникшая при проведении открытого урока – расхождение фактического временного хода урока с ранее написанным сценарием.
3. Детально разработать план (сценарий) проведения открытого урока. Он должен содержать основные этапы урока с указанием целей и задач каждого этапа, указанием набора методов и технологий для решения задач отдельных этапов и распределение ролей деятельности преподавателя и учащихся. Знание сценария необходимо, но недостаточно в связи с вероятностью нарушения психологической устойчивости по причине пространственно-временной дезориентации: что-то пошло не по сценарию. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо: за день до начала урока на доске написать всю основную информацию: тему и цель урока, основную информацию, которую по сценарию необходимо изучить на уроке: таблицы, полностью или частично заполненные, формулы с обозначением физических величин туда входящих, заготовленные места для выводов. Также можно указать время, отводимое на изучение того или иного материала. Записи желательно нанести цветным мелом. Красиво оформленная доска (об этом знают эксперты) – один из факторов успешной работы преподавателя на уроке. Кроме того, предварительно записанная информация на доске позволяет иметь, своего рода, шпаргалку для ведения урока, глядя на которую, преподаватель способен свободно ориентироваться во времени, отводимом на каждый этап урока, и пространстве содержания этих этапов, а ученики – понимать, что надо делать на уроке. Проблемные вопросы, предварительно записанные, можно зачитывать с листа и демонстрировать на экране телевизора. Над доской желательно расположить часы. Установленное время начала урока 9.00 – это начало совместной работы учащихся и преподавателя по изучению новых знаний. Этим действием преподаватель «включает» и свою деятельность, и деятельность учеников по изучению новых знаний. Этим действием «включается» учебная дисциплина – фактор, формирующий отношение учащихся к учебному процессу. Следить за регламентом можно поручить ученикам, роль педагога будет состоять в оценке полноты достижения целей того или иного этапа изучения темы и мотивации учеников на более добросовестную работу по изучению следующей порции знаний. Данная дирижёрская деятельность преподавателя, однозначно, будет отмечена экспертом как умение преподавателя не только организовывать учебный процесс, но и им управлять.
4. Обязательно провести демонстрационный эксперимент, так как физика – экспериментальная наука. Зачастую возникает проблема: как продемонстрировать свои педагогические способности эксперту при невозможности проведения демонстрационного эксперимента на уроке? Примером может служить урок на тему «Рентгеновские лучи». Эксперт (желательно пригласить эксперта – преподавателя физики) понимает невозможность проведения эксперимента по наблюдению рентгеновского излучения в классе и поэтому будет ожидать от преподавателя, в лучшем случае, демонстрации модели или изображения рентгеновской трубки. Как «приятно» он будет удивлён, если на этапе повторения провести эксперимент по тепловому действию инфракрасного излучения или наблюдению свечения флюоресцирующих растворов или красок в ультрафиолетовых лучах. То есть на открытом уроке демонстрационный эксперимент будет представлен.
Что необходимо знать и делать преподавателю, если урок пойдёт не по разработанному плану?
1. Знать, что план урока – это личный документ преподавателя, и что там написано, эксперт не знает. В аттестационном бланке нет графы «План проведения открытого урока». Задача эксперта – выставление баллов (от 1 до 5) в соответствующие строки по видам и результатам деятельности, которые он видел на уроке, записи суммарного балла (максимальный суммарный балл 100) и даче заключения: соответствует ли открытый урок заявленной категории или нет.
Следовательно, эксперт не знает, сколько времени отведено на тот или иной этап урока, и чтобы вернуться к временному сценарию, можно или исключить рассмотрение нескольких малозначимых вопросов, рассматриваемых на этапе, или исключить целый этап и т.п.
2. Знать, что должен увидеть эксперт на уроке. Эксперт должен увидеть профессиональные качества педагога: знание предмета, знание и умение применять различные методы и технологии обучения, умение организовывать и управлять учебным процессом, умение использовать разнообразные технические средства обучения.
3. Знать, что эксперт не должен увидеть растерянности, отсутствие логики в ходе урока, а тем более – паники. Преподаватель должен взять себя в руки и изменить ход урока «в свою пользу», а эксперт пусть думает, что так и было задумано.
4. Знать, что на открытом уроке могут сложиться форс-мажорные обстоятельства и, как следствие, пространственно-временная дезориентация. Поэтому заранее для каждого этапа необходимо сделать заготовки, например, письменно заготовить листы с дополнительными вопросами, письменные задания по работе с учебником, предоставить выступить студенту с заранее приготовленным докладом и т.п.
Ниже предлагается вариант методической разработки урока по физике на тему «Рентгеновские лучи» для студентов системы СПО, обучающихся по специальности «Сварщик».
План проведения учебного занятия
Цели и задачи занятия.
Цель занятия: получение знаний о природе, свойствах и применении рентгеновского излучения.
В процессе урока необходимо следующее.
Уметь:
· осмысленно принимать и запоминать новые знания по теме урока;
· устанавливать причинно-следственные связи (причина: резкое торможение электронов; следствие: возникновение коротковолновых ЭМВ квантов);
· при выяснении природы излучения, осознавать проблемную ситуацию, выявлять и эффективно искать информацию, используя различные информационные источники, необходимую для ответа на поставленную проблему;
· логически мыслить и приходить к правильным ответам, решая качественные задачи;
· понимать, какие свойства излучения лежат в различных областях его применения, включая использование рентгеновского излучения при проверке качества сварочных швов (профессиональная направленность получаемых новых знаний).
Знать ранее усвоенные знания:
· условия возникновения и свойства электромагнитных волн (теория Максвелла);
· качественные отличия электромагнитных волн различных диапазонов. Например: светового, инфракрасного и ультрафиолетового излучений;
· основной закон философии: перехода количества в качество.
Задачи.
Учебная:
· используя технологию критического мышления и постановкупроблемных вопросов,создать условия для достижения поставленных целей урока;
· использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физического объекта;
· способствовать формированию умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере.
Воспитательная:воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики и формирование собственной позиции по отношению к научной информации, получаемой из различных источников.
Развивающая: развитие когнитивных способностей и умения применять знания
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
Средства обучения: учебник физики 11 класса (автор Мякишев Г.Я.), презентация, наглядная модель вакуумной трубки, образцы сварных изделий, рентгеновские плёнки, ноутбук, телевизор.
Дидактические единицы:
Предметная тема, подлежащая изучению: рентгеновские лучи.
Форма контроля: фронтальный контроль.
Метод контроля: внешний (осуществляемый преподавателем) и самоконтроль (осуществляемый студентами по результатам своей самостоятельной деятельности).
Тип занятия: комбинированный урок
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
1. Организационная часть (3 мин).
2. Повторение пройденного материала (7 мин).
3. Изучение нового материала (30 мин).
4. Подведение итогов (5 мин).
Более подробно ходя занятия с указанием отдельных этапов, их целей и методов обучения представлен в таблице 1.
Таблица 1. Ход занятия
Тема урока «Рентгеновские лучи»
Цель урока: получение знаний о природе, свойствах и применении рентгеновского излучения.
Этапы урока:
1. Повторение пройденного материала.
2. Овладение новыми знаниями: постановка цели урока и учебная деятельность студентов.
3. Закрепление знаний и подведение итогов урока: критическая оценка учебной деятельности студентов на уроке по достижению цели урока.
1 этап (повторение ранее усвоенных знаний).
Английский физик Джеймс Клерк Максвелл в 1864 г., основываясь на опытах Эрстеда и Фарадея, создал теорию электромагнитного поля, согласно которой: изменяющееся магнитное поле порождает изменяющееся электрическое поле, а переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле. Конечно, вначале одно из полей создаётся источником зарядов или токов. Но в дальнейшем эти поля уже могут существовать независимо от таких источников, вызывая появление друг друга. То есть, электрическое и магнитное поля являются составляющими единого электромагнитного поля. И всякое изменение одного из них вызывает появление другого. Эта гипотеза составляет основу теории электромагнитных волн.
Мы знаем, что согласно электромагнитной теории Максвелла инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучения представляют собой поток электромагнитных волн различных диапазонов, т.е. мы знаем природу излучений. Мы знаем, где располагается каждое из излучений на шкале электромагнитных волн, как они излучаются, их свойства и применение. Мы знаем, что природу неизвестного электромагнитного излучения можно определить в случае его волновой природы постановкой опытов по наблюдению, например, дифракции или интерференции, в случае корпускулярной (квантовой), по наблюдению явления фотоэффекта.
2 этап (овладение новыми знаниями и закрепление полученных знаний).
Создание проблемной ситуации. Преподаватель демонстрирует образцы сварочных швов и задаёт ряд проблемных вопросов:
1. Перечислите факторы, влияющие на качество сварочных швов?
2. Какими способами сварщик оцениваете качество сварочного шва?
3. Можно ли по внешнему виду оценить прочность сварочного шва?
4. Какие скрытые дефекты могут быть внутри сварочных швов?
После обсуждения проблемных вопросов студенты приходят к выводу о том, что визуальный способ проверки качества сварочных швов является не достаточным, т.к. с его помощью можно оценить лишь поверхностные дефекты, но не внутренние: полости, термические трещины, шлаковые включения и т.п.
С целью разрешения проблемной ситуации ставится вопрос: «Есть ли такое излучение, которое поможет сварщику выявить скрытые дефекты?»
В начале изучения новой темы преподаватель предлагает студентам письменно ответить на вопросы (применение технологии критического мышления):
1. Что Вы знаете об открытии рентгеновского излучения?
2. Каким отличительным свойством обладает рентгеновское излучение по сравнению с видимым излучением?
3. С какой целью используется рентгеновское излучение в различных областях жизнедеятельности человека?
4. Как называется метод использования рентгеновских лучей для проверки внутренних дефектов сварочных швов?
С целью корректировки, дополнения и получения более полных знаний по теме урока преподаватель дополняет метод критического мышления методом проблемного обучения, то есть в процессе обсуждения правильных ответов целесообразно задавать возникающие проблемные вопросы, позволяющие корректировать, дополнять, углублять знания по теме.
Деятельность преподавателя и студентов
Постановка проблемного вопроса №1
«Как было открыто невидимое рентгеновское излучение?»
Среди открытий, сделанных человеком в рамках познания мира, открытие рентгеновского излучения занимает особое место. Нет практически ни одного человека, который бы не знал об удивительных свойствах лучей и их практическом применении. Преподаватель демонстрирует рентгенограммы. Открытие рентгеновского излучения значительно приблизило человечество к познанию строения мира.
Вопрос: «Как устроена рентгеновская трубка?»
Преподаватель демонстрирует модель электронно-вакуумной трубки, рассказывает об опытах, производимыми учеными с вакуумными трубками до Рентгена.
Наводящий вопрос №1. «Какое одно изменение в процессе проведения опыта с трубкой провёл Рентген, в результате которого было сделано открытие нового излучения?»
Для выяснения ответа на поставленный вопрос преподаватель предлагает студентам самостоятельно найти ответ в учебнике на странице 235-236.
Наводящий вопрос №2. «По каким признакам Рентген сделал вывод о том, что он открыл новое излучение, ведь оно невидимо?»
Способ создания рентгеновского излучения
Преподаватель демонстрирует схему рентгеновской трубки, схему её подключения к источнику постоянного тока, записывает значение напряжения, подаваемое на трубку, изображает невидимое излучение в виде лучей.
Постановка проблемного вопроса №2 (что такое рентгеновские лучи)
«Как была раскрыта природа рентгеновского излучения?»
Преподаватель просит вспомнить, какие явления вскрывают волновую природу излучений, а какие корпускулярную и «подводит» студентов к осознанию, что для выяснения природы рентгеновского излучения ученым пришлось проводить весь комплекс этих явлений. В ходе этих экспериментов была выяснена природа излучения. Рассказывает о методе рентгеноструктурного анализа.
С целью ответа на вопрос: «Как была раскрыта природа рентгеновского излучения?» преподаватель предлагает студентам самостоятельно найти ответ в тексте учебника на странице 236-237 и записать ответ в рабочую тетрадь.
Постановка проблемного вопроса №3 (применение рентгеновских лучей).
Для ответа на поставленный вопрос, студентам предлагает прочесть вложенный текст в учебник «Основные знания по теме «Рентгеновское излучение», пункт №2.
Вопрос. В каких областях жизнедеятельности человека используются рентгеновские лучи и как называются методы их использования в этих областях?
В рамках закрепления новых знаний предлагается:
Выступление студентов с предварительно подготовленными докладами: «Использование метода рентгеновской дефектоскопии при проверке качества изготовления сварочных швов».
3 этап – закрепление знаний и подведение итогов урока.
Преподаватель:
- систематизирует и обобщает знания об электромагнитных волнах различных диапазонов и определяет местоположение рентгеновского излучения на шкале ЭМВ;
- критически оценивает учебную деятельность студентов на уроке по достижению его цели, выставляет оценки (в процессе урока активность студентов отмечает раздаточными жетонами, от количества полученных жетонов зависит оценка студента), даёт возможность самим студентам критически оценить свою деятельность и осознать значение полученных знаний о рентгеновском излучении. Знания о рентгеновском излучении способствует повышению их профессиональной компетенции студентов.
Примечание 1. Использование веб-камеры позволяет преподавателю:
1. При показе вакуумной трубки не только демонстрировать её устройство, но и изображать на подложенном листе бумаги рентгеновские кванты и другую информацию.
2. При работе с учебником позволяет преподавателю демонстрировать конкретные места параграфа, где содержится основная информация.
Примечание 2. Чтение текста параграфа вслух необходимо предоставить студентам.
Примечание 3. Использование мультимедийного комплекса позволяет преподавателю демонстрировать все проблемные вопросы, задаваемые студентам на экране.
Домашнее задание: выучить основные знания по теме «Рентгеновское излучение».
1. Природа рентгеновского излучения. Рентгеновское излучение представляет собой короткие электромагнитные волны, излучаемые отдельными порциями (квантами) при резком торможении электронов в рентгеновской трубке. На шкале электромагнитных волн оно занимает место между ультрафиолетовым и гамма излучениями.
2. Отличительное свойство рентгеновского излучения – проникающая способность. Этим оно отличается от других видов излучения: инфракрасного, светового, ультрафиолетового и поэтому может использоваться для исследования внутренней структуры веществ. Применение рентгеновского излучения: в медицине – рентгеноскопия, в промышленности – рентгеновская дефектоскопия, в науке – рентгеноструктурный анализ.
3. Схожие свойства рентгеновского излучения с инфракрасным, световым и ультрафиолетовым излучениями:
· излучается отдельными порциями (квантами);
· вырывает электроны из вещества (название этого явления – фотоэффект);
· ионизирует газ;
· проявляет как свойства волн, так и свойства частиц, т.е. можно наблюдать типично волновые явления: дифракцию, интерференцию рентгеновского излучения, а также типично корпускулярные свойства: фотоэффект.
4. Рентгеновские кванты, обладая большой энергией, разрушают ядра клеток, поэтому очень опасны для живых организмов.
Библиографический список1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов учреждений сред.проф..образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 448 с.
2. Калашников Н.П., Муравьев С.Е. Физика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2023. 496 с.
Поляков Ю.В. Практические советы преподавателю физики по проведению открытого урока, на котором будет присутствовать аттестационный эксперт, подтверждающий заявленную преподавателем категорию // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Аттестация – это процедура, в ходе которой эксперты, анализируя профессиональные качества преподавателя, подтверждают соответствие этих качеств заявленной категории. В состав документов, посылаемых преподавателем в аттестационную комиссию, должны входить экспертные заключения открытых уроков, проводимых в аттестационный период. Предметом данной статьи является оказание практической помощи преподавателю физики при разработке и проведении открытого урока. Качество проводимого урока зависит от ряда факторов: правильного выбора темы урока, разработанного плана его проведения, подготовительной работы преподавателя, знания задач эксперта, посещающего урок, правильного использования технических средств обучения и т.п.
Выбор темы открытого урока.
Выбор темы урока – один из основополагающих факторов успеха преподавателя. Правильно выбранная тема помогает преподавателю проявить личные индивидуальные профессиональные качества, способствует его психологической устойчивости при проведении урока, протекающего в нестандартной ситуации. Знакомая преподавателю тема позволит в полной мере проявить свои: знания предмета, умение применять различные методы и технологии обучения, умение организовывать и управлять учебным процессом, умение использовать разнообразные технические средства обучения. Преподаватель должен понимать, что выбранная тема должна вызывать активный познавательный интерес студентов, мотивировать их на её изучение и, одновременно, быть доступной для их понимания.
Подготовительная работа преподавателя по проведению открытого урока на первом этапе должна включать разработку плана урока.
Содержание плана:
1. Структура занятия – последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия).
2. Содержание предметных знаний, умений, целей, задач, профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины) по теме урока.
3. Краткое содержание теоретических знаний, необходимых для отдельных этапов урока.
Практические советы преподавателю при подготовке открытого урока.
1. Получить как можно больше информации об опыте проведения открытых уроков другими преподавателями и, желательно, посетить один из открытых уроков.
2. Использовать только те педагогические методы и технологии обучения, которые неоднократно применял сам преподаватель. Применение апробированных методов и технологий будет способствовать раскрепощению внутренней свободы и снятию внутренней напряженности. В знакомой ситуации человек приобретает психологическую устойчивость, он свободно ориентируется в пространстве и времени. Причина психологической неустойчивости, возникшая при проведении открытого урока – расхождение фактического временного хода урока с ранее написанным сценарием.
3. Детально разработать план (сценарий) проведения открытого урока. Он должен содержать основные этапы урока с указанием целей и задач каждого этапа, указанием набора методов и технологий для решения задач отдельных этапов и распределение ролей деятельности преподавателя и учащихся. Знание сценария необходимо, но недостаточно в связи с вероятностью нарушения психологической устойчивости по причине пространственно-временной дезориентации: что-то пошло не по сценарию. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо: за день до начала урока на доске написать всю основную информацию: тему и цель урока, основную информацию, которую по сценарию необходимо изучить на уроке: таблицы, полностью или частично заполненные, формулы с обозначением физических величин туда входящих, заготовленные места для выводов. Также можно указать время, отводимое на изучение того или иного материала. Записи желательно нанести цветным мелом. Красиво оформленная доска (об этом знают эксперты) – один из факторов успешной работы преподавателя на уроке. Кроме того, предварительно записанная информация на доске позволяет иметь, своего рода, шпаргалку для ведения урока, глядя на которую, преподаватель способен свободно ориентироваться во времени, отводимом на каждый этап урока, и пространстве содержания этих этапов, а ученики – понимать, что надо делать на уроке. Проблемные вопросы, предварительно записанные, можно зачитывать с листа и демонстрировать на экране телевизора. Над доской желательно расположить часы. Установленное время начала урока 9.00 – это начало совместной работы учащихся и преподавателя по изучению новых знаний. Этим действием преподаватель «включает» и свою деятельность, и деятельность учеников по изучению новых знаний. Этим действием «включается» учебная дисциплина – фактор, формирующий отношение учащихся к учебному процессу. Следить за регламентом можно поручить ученикам, роль педагога будет состоять в оценке полноты достижения целей того или иного этапа изучения темы и мотивации учеников на более добросовестную работу по изучению следующей порции знаний. Данная дирижёрская деятельность преподавателя, однозначно, будет отмечена экспертом как умение преподавателя не только организовывать учебный процесс, но и им управлять.
4. Обязательно провести демонстрационный эксперимент, так как физика – экспериментальная наука. Зачастую возникает проблема: как продемонстрировать свои педагогические способности эксперту при невозможности проведения демонстрационного эксперимента на уроке? Примером может служить урок на тему «Рентгеновские лучи». Эксперт (желательно пригласить эксперта – преподавателя физики) понимает невозможность проведения эксперимента по наблюдению рентгеновского излучения в классе и поэтому будет ожидать от преподавателя, в лучшем случае, демонстрации модели или изображения рентгеновской трубки. Как «приятно» он будет удивлён, если на этапе повторения провести эксперимент по тепловому действию инфракрасного излучения или наблюдению свечения флюоресцирующих растворов или красок в ультрафиолетовых лучах. То есть на открытом уроке демонстрационный эксперимент будет представлен.
Что необходимо знать и делать преподавателю, если урок пойдёт не по разработанному плану?
1. Знать, что план урока – это личный документ преподавателя, и что там написано, эксперт не знает. В аттестационном бланке нет графы «План проведения открытого урока». Задача эксперта – выставление баллов (от 1 до 5) в соответствующие строки по видам и результатам деятельности, которые он видел на уроке, записи суммарного балла (максимальный суммарный балл 100) и даче заключения: соответствует ли открытый урок заявленной категории или нет.
Следовательно, эксперт не знает, сколько времени отведено на тот или иной этап урока, и чтобы вернуться к временному сценарию, можно или исключить рассмотрение нескольких малозначимых вопросов, рассматриваемых на этапе, или исключить целый этап и т.п.
2. Знать, что должен увидеть эксперт на уроке. Эксперт должен увидеть профессиональные качества педагога: знание предмета, знание и умение применять различные методы и технологии обучения, умение организовывать и управлять учебным процессом, умение использовать разнообразные технические средства обучения.
3. Знать, что эксперт не должен увидеть растерянности, отсутствие логики в ходе урока, а тем более – паники. Преподаватель должен взять себя в руки и изменить ход урока «в свою пользу», а эксперт пусть думает, что так и было задумано.
4. Знать, что на открытом уроке могут сложиться форс-мажорные обстоятельства и, как следствие, пространственно-временная дезориентация. Поэтому заранее для каждого этапа необходимо сделать заготовки, например, письменно заготовить листы с дополнительными вопросами, письменные задания по работе с учебником, предоставить выступить студенту с заранее приготовленным докладом и т.п.
Ниже предлагается вариант методической разработки урока по физике на тему «Рентгеновские лучи» для студентов системы СПО, обучающихся по специальности «Сварщик».
План проведения учебного занятия
Цели и задачи занятия.
Цель занятия: получение знаний о природе, свойствах и применении рентгеновского излучения.
В процессе урока необходимо следующее.
Уметь:
· осмысленно принимать и запоминать новые знания по теме урока;
· устанавливать причинно-следственные связи (причина: резкое торможение электронов; следствие: возникновение коротковолновых ЭМВ квантов);
· при выяснении природы излучения, осознавать проблемную ситуацию, выявлять и эффективно искать информацию, используя различные информационные источники, необходимую для ответа на поставленную проблему;
· логически мыслить и приходить к правильным ответам, решая качественные задачи;
· понимать, какие свойства излучения лежат в различных областях его применения, включая использование рентгеновского излучения при проверке качества сварочных швов (профессиональная направленность получаемых новых знаний).
Знать ранее усвоенные знания:
· условия возникновения и свойства электромагнитных волн (теория Максвелла);
· качественные отличия электромагнитных волн различных диапазонов. Например: светового, инфракрасного и ультрафиолетового излучений;
· основной закон философии: перехода количества в качество.
Задачи.
Учебная:
· используя технологию критического мышления и постановкупроблемных вопросов,создать условия для достижения поставленных целей урока;
· использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физического объекта;
· способствовать формированию умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере.
Воспитательная:воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики и формирование собственной позиции по отношению к научной информации, получаемой из различных источников.
Развивающая: развитие когнитивных способностей и умения применять знания
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
Средства обучения: учебник физики 11 класса (автор Мякишев Г.Я.), презентация, наглядная модель вакуумной трубки, образцы сварных изделий, рентгеновские плёнки, ноутбук, телевизор.
Дидактические единицы:
Предметная тема, подлежащая изучению: рентгеновские лучи.
Форма контроля: фронтальный контроль.
Метод контроля: внешний (осуществляемый преподавателем) и самоконтроль (осуществляемый студентами по результатам своей самостоятельной деятельности).
Тип занятия: комбинированный урок
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
1. Организационная часть (3 мин).
2. Повторение пройденного материала (7 мин).
3. Изучение нового материала (30 мин).
4. Подведение итогов (5 мин).
Более подробно ходя занятия с указанием отдельных этапов, их целей и методов обучения представлен в таблице 1.
Таблица 1. Ход занятия
Тема урока «Рентгеновские лучи»
Цель урока: получение знаний о природе, свойствах и применении рентгеновского излучения.
Этапы урока:
1. Повторение пройденного материала.
2. Овладение новыми знаниями: постановка цели урока и учебная деятельность студентов.
3. Закрепление знаний и подведение итогов урока: критическая оценка учебной деятельности студентов на уроке по достижению цели урока.
1 этап (повторение ранее усвоенных знаний).
Английский физик Джеймс Клерк Максвелл в 1864 г., основываясь на опытах Эрстеда и Фарадея, создал теорию электромагнитного поля, согласно которой: изменяющееся магнитное поле порождает изменяющееся электрическое поле, а переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле. Конечно, вначале одно из полей создаётся источником зарядов или токов. Но в дальнейшем эти поля уже могут существовать независимо от таких источников, вызывая появление друг друга. То есть, электрическое и магнитное поля являются составляющими единого электромагнитного поля. И всякое изменение одного из них вызывает появление другого. Эта гипотеза составляет основу теории электромагнитных волн.
Мы знаем, что согласно электромагнитной теории Максвелла инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучения представляют собой поток электромагнитных волн различных диапазонов, т.е. мы знаем природу излучений. Мы знаем, где располагается каждое из излучений на шкале электромагнитных волн, как они излучаются, их свойства и применение. Мы знаем, что природу неизвестного электромагнитного излучения можно определить в случае его волновой природы постановкой опытов по наблюдению, например, дифракции или интерференции, в случае корпускулярной (квантовой), по наблюдению явления фотоэффекта.
2 этап (овладение новыми знаниями и закрепление полученных знаний).
Создание проблемной ситуации. Преподаватель демонстрирует образцы сварочных швов и задаёт ряд проблемных вопросов:
1. Перечислите факторы, влияющие на качество сварочных швов?
2. Какими способами сварщик оцениваете качество сварочного шва?
3. Можно ли по внешнему виду оценить прочность сварочного шва?
4. Какие скрытые дефекты могут быть внутри сварочных швов?
После обсуждения проблемных вопросов студенты приходят к выводу о том, что визуальный способ проверки качества сварочных швов является не достаточным, т.к. с его помощью можно оценить лишь поверхностные дефекты, но не внутренние: полости, термические трещины, шлаковые включения и т.п.
С целью разрешения проблемной ситуации ставится вопрос: «Есть ли такое излучение, которое поможет сварщику выявить скрытые дефекты?»
В начале изучения новой темы преподаватель предлагает студентам письменно ответить на вопросы (применение технологии критического мышления):
1. Что Вы знаете об открытии рентгеновского излучения?
2. Каким отличительным свойством обладает рентгеновское излучение по сравнению с видимым излучением?
3. С какой целью используется рентгеновское излучение в различных областях жизнедеятельности человека?
4. Как называется метод использования рентгеновских лучей для проверки внутренних дефектов сварочных швов?
С целью корректировки, дополнения и получения более полных знаний по теме урока преподаватель дополняет метод критического мышления методом проблемного обучения, то есть в процессе обсуждения правильных ответов целесообразно задавать возникающие проблемные вопросы, позволяющие корректировать, дополнять, углублять знания по теме.
Деятельность преподавателя и студентов
Постановка проблемного вопроса №1
«Как было открыто невидимое рентгеновское излучение?»
Среди открытий, сделанных человеком в рамках познания мира, открытие рентгеновского излучения занимает особое место. Нет практически ни одного человека, который бы не знал об удивительных свойствах лучей и их практическом применении. Преподаватель демонстрирует рентгенограммы. Открытие рентгеновского излучения значительно приблизило человечество к познанию строения мира.
Вопрос: «Как устроена рентгеновская трубка?»
Преподаватель демонстрирует модель электронно-вакуумной трубки, рассказывает об опытах, производимыми учеными с вакуумными трубками до Рентгена.
Наводящий вопрос №1. «Какое одно изменение в процессе проведения опыта с трубкой провёл Рентген, в результате которого было сделано открытие нового излучения?»
Для выяснения ответа на поставленный вопрос преподаватель предлагает студентам самостоятельно найти ответ в учебнике на странице 235-236.
Наводящий вопрос №2. «По каким признакам Рентген сделал вывод о том, что он открыл новое излучение, ведь оно невидимо?»
Способ создания рентгеновского излучения
Преподаватель демонстрирует схему рентгеновской трубки, схему её подключения к источнику постоянного тока, записывает значение напряжения, подаваемое на трубку, изображает невидимое излучение в виде лучей.
Постановка проблемного вопроса №2 (что такое рентгеновские лучи)
«Как была раскрыта природа рентгеновского излучения?»
Преподаватель просит вспомнить, какие явления вскрывают волновую природу излучений, а какие корпускулярную и «подводит» студентов к осознанию, что для выяснения природы рентгеновского излучения ученым пришлось проводить весь комплекс этих явлений. В ходе этих экспериментов была выяснена природа излучения. Рассказывает о методе рентгеноструктурного анализа.
С целью ответа на вопрос: «Как была раскрыта природа рентгеновского излучения?» преподаватель предлагает студентам самостоятельно найти ответ в тексте учебника на странице 236-237 и записать ответ в рабочую тетрадь.
Постановка проблемного вопроса №3 (применение рентгеновских лучей).
Для ответа на поставленный вопрос, студентам предлагает прочесть вложенный текст в учебник «Основные знания по теме «Рентгеновское излучение», пункт №2.
Вопрос. В каких областях жизнедеятельности человека используются рентгеновские лучи и как называются методы их использования в этих областях?
В рамках закрепления новых знаний предлагается:
Выступление студентов с предварительно подготовленными докладами: «Использование метода рентгеновской дефектоскопии при проверке качества изготовления сварочных швов».
3 этап – закрепление знаний и подведение итогов урока.
Преподаватель:
- систематизирует и обобщает знания об электромагнитных волнах различных диапазонов и определяет местоположение рентгеновского излучения на шкале ЭМВ;
- критически оценивает учебную деятельность студентов на уроке по достижению его цели, выставляет оценки (в процессе урока активность студентов отмечает раздаточными жетонами, от количества полученных жетонов зависит оценка студента), даёт возможность самим студентам критически оценить свою деятельность и осознать значение полученных знаний о рентгеновском излучении. Знания о рентгеновском излучении способствует повышению их профессиональной компетенции студентов.
Примечание 1. Использование веб-камеры позволяет преподавателю:
1. При показе вакуумной трубки не только демонстрировать её устройство, но и изображать на подложенном листе бумаги рентгеновские кванты и другую информацию.
2. При работе с учебником позволяет преподавателю демонстрировать конкретные места параграфа, где содержится основная информация.
Примечание 2. Чтение текста параграфа вслух необходимо предоставить студентам.
Примечание 3. Использование мультимедийного комплекса позволяет преподавателю демонстрировать все проблемные вопросы, задаваемые студентам на экране.
Домашнее задание: выучить основные знания по теме «Рентгеновское излучение».
1. Природа рентгеновского излучения. Рентгеновское излучение представляет собой короткие электромагнитные волны, излучаемые отдельными порциями (квантами) при резком торможении электронов в рентгеновской трубке. На шкале электромагнитных волн оно занимает место между ультрафиолетовым и гамма излучениями.
2. Отличительное свойство рентгеновского излучения – проникающая способность. Этим оно отличается от других видов излучения: инфракрасного, светового, ультрафиолетового и поэтому может использоваться для исследования внутренней структуры веществ. Применение рентгеновского излучения: в медицине – рентгеноскопия, в промышленности – рентгеновская дефектоскопия, в науке – рентгеноструктурный анализ.
3. Схожие свойства рентгеновского излучения с инфракрасным, световым и ультрафиолетовым излучениями:
· излучается отдельными порциями (квантами);
· вырывает электроны из вещества (название этого явления – фотоэффект);
· ионизирует газ;
· проявляет как свойства волн, так и свойства частиц, т.е. можно наблюдать типично волновые явления: дифракцию, интерференцию рентгеновского излучения, а также типично корпускулярные свойства: фотоэффект.
4. Рентгеновские кванты, обладая большой энергией, разрушают ядра клеток, поэтому очень опасны для живых организмов.
Библиографический список1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов учреждений сред.проф..образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 448 с.
2. Калашников Н.П., Муравьев С.Е. Физика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2023. 496 с.