Библиографическое описание:
Титова В.В. Организация и сопровождение олимпиадной деятельности в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
В настоящей статье описана технология подготовки обучающихся начальной школы к предметным олимпиадам.
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.
Работа по подготовке к олимпиадам в начальной школе способствует
развитию познавательной активности учащихся, формированию интереса к изучению предметов, выявлению уровня подготовки учащихся по предметам, развитию самостоятельного, поискового, исследовательского мышления, формированию творческой активности обучающихся.
На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности.
Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
Одной из форм подготовки к олимпиадам можно считать исследовательскую работу учащихся.
Система подготовки участников олимпиад:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя), имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро завершается.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года.
Внеурочную деятельность целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей. Индивидуальная программа по подготовке к олимпиаде для каждого ученика, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
Использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
Использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников
2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников, уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3. Планируем работу.
Оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
4. Расширяем кругозор.
5. Решаем задачи. Нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию, создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
— целевое изучение литературы
— создание опорных схем, таблиц и т.д.
Разработан пошаговый алгоритм, по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.
3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы.
6 шаг – сдача работы.
Подготовка к олимпиаде не должна быть разовым мероприятием.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося. Участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня.
Библиографический список
1. Рождественская И. Н., Анохина А. П. «Школа олимпиадников» как инновационный образовательный проект в сфере дополнительного образования: анализ и перспективы развития // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2013. – №. 5.
2. Попов А. И., Поляков Д. В. Олимпиадный квест как педагогическая инновация в системе непрерывного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 2 (21).
3. Попов А. И., Пучков Н. П. Управление олимпиадным движением в школе // Образование и саморазвитие. – 2010.
Титова В.В. Организация и сопровождение олимпиадной деятельности в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
В настоящей статье описана технология подготовки обучающихся начальной школы к предметным олимпиадам.
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.
Работа по подготовке к олимпиадам в начальной школе способствует
развитию познавательной активности учащихся, формированию интереса к изучению предметов, выявлению уровня подготовки учащихся по предметам, развитию самостоятельного, поискового, исследовательского мышления, формированию творческой активности обучающихся.
На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности.
Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
Одной из форм подготовки к олимпиадам можно считать исследовательскую работу учащихся.
Система подготовки участников олимпиад:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя), имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро завершается.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года.
Внеурочную деятельность целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей. Индивидуальная программа по подготовке к олимпиаде для каждого ученика, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
Использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
Использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников
2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников, уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3. Планируем работу.
Оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
4. Расширяем кругозор.
5. Решаем задачи. Нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию, создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
— целевое изучение литературы
— создание опорных схем, таблиц и т.д.
Разработан пошаговый алгоритм, по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.
3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы.
6 шаг – сдача работы.
Подготовка к олимпиаде не должна быть разовым мероприятием.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося. Участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня.
Библиографический список
1. Рождественская И. Н., Анохина А. П. «Школа олимпиадников» как инновационный образовательный проект в сфере дополнительного образования: анализ и перспективы развития // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2013. – №. 5.
2. Попов А. И., Поляков Д. В. Олимпиадный квест как педагогическая инновация в системе непрерывного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 2 (21).
3. Попов А. И., Пучков Н. П. Управление олимпиадным движением в школе // Образование и саморазвитие. – 2010.