НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Трофимова Н.В. Мнемотехника как инструмент развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Новые образовательные стандарты требуют от педагога поиска новых методов, активизирующих речевую и познавательную активность дошкольника в процессе различных видов деятельности. Вспомнив известное изречение «Новое – это хорошо забытое старое», мы обратились к нетрадиционному методу мнемотехники, который очень эффективен в решении актуальной проблемы нарушенного речевого развития детей. Мы считаем, что хорошо развитая связная речь – это залог успешного обучения в школе: умение ученика давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли, рассуждать.
Мнемотехника в переводе с греческого «mnemonikon» - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное и эффективное запоминание информации. Идея мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и текст зарисовывается схематично. Эти схемы служат для ребёнка зрительным планом, помогающим воссоздать услышанное. Любой рассказ, сказку, стихотворение можно «записать», используя картинки или знаки - символы, глядя на которые, ребенок легко сможет воспроизвести полученную информацию. Метод мнемотехники эффективен при обучении детей пересказу, составлению рассказов, загадывании загадок, заучивании наизусть. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Термин «МНЕМОТЕХНИКА» введен Пифагором Самосским в VI веке до нашей эры в честь греческой Богини – Мнемозины, жены Зевса. Греки почитали Богиню Мнемозину, поэтому искусство запоминания назвали её именем. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью основанной на мнемотехнике обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. В современной педагогике мнемотехнику называют по-разному: и сенсорно-графическими схемами, и предметно-схематическими моделями, и коллажем, и мнемоквадратами, и схемой составления рассказа. Но, в любом случае - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Эти методы объединяет одно: любая работа строится от простого к сложному.
Мы считаем, что современная мнемотехника - это мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга. Работу по мнемотехнике мы начинаем с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам и мнемотаблицам. Технологию мнемотехники мы используем в разных возрастных группах. Детям младшего дошкольного возраста даём цветные мнемотаблицы, а для детей старшего дошкольного возраста схемы рисуем в одном цвете, выделяя другим цветом только сложные или важные моменты. Мы применяем мнемотехнику в различных образовательных областях.
1. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» (например, ознакомление детей с профессиями)
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром и его свойствами)
3. Образовательная область «Речевое развитие»
(развитие связной речи, коррекция звукопроизношения)
4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
(ознакомление детей с народными промыслами)
5. Образовательная область «Физическое развитие»
(запоминание последовательности выполнения упражнений, физминуток, артикуляционной гимнастики, самомассажа)

Задачи, которые мы решаем с помощью мнемотехники

- Коррекция звукопроизношения: автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Закрепление умения составлять текст в логической последовательности.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Активизация словарного запаса.
- Преодоление ребенком робости, застенчивости, умение свободно держаться перед группой детей.
Опираясь на длительный опыт своей работы, мы пришли к выводу, что самым сложным в развитии связной речи ребенка является формирование - монологической речи. Таблицы, схемы, алгоритмы являются незаменимыми помощниками при обучении детей: пересказу литературных произведений;
составлению описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; составлению творческих рассказов; заучиванию стихотворений; составлению рассказов по картине и серии картин; составлению и отгадыванию загадок.
Результативность
Результаты практической работы с детьми по развитию речи позволяют нам сделать выводы, что благодаря методу мнемотехники дети учатся четко и правильно произносить звуки речи, свободно выражать свои мысли, рассуждать, более полно передавать содержание, структуру описательных и повествовательных текстов, придумывать, фантазировать. Речь становится более грамотной. Мы считаем, что мнемотехнику можно использовать по- новому и находить ей самое необычное применение. Нужно просто услышать детей и пойти за их потребностями и желаниями.
Список литературы:
1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. – Логопед 2009, №5
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.
3. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.
4. ОмельченкоЛ.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед №4, 2008.
5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.
6. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4.- С. 54 - 59.
7. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.
8. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. - 2006.
2019