Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Никонова Т. И. Личностное развитие ребенка через взаимодействие образовательного учреждения и семьи

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf



Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано решать проблемы воспитания.
Возможно ли это? Могут ли семья и школа стать полноценными партнерами в воспитании и образовании детей? И как должно осуществляться их взаимодействие?
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Но семьи очень разные, у каждой - свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. И это очень важно учитывать в процессе установления взаимоотношений между школой и семьей.
Вопрос взаимодействия семьи и образовательных учреждений весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в воспитание?
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества образовательных учреждений и семьи. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам детского сада, школы, класса, к делам вуза, группы.
Основными формами работы с семьёй в детских садах, школах являются групповые и индивидуальные собрания, беседы, встречи и т. д., а одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. В настоящее время – это электронная форма взаимодействия, но и эта форма при определенных условиях имеет немаловажное значение.
Одной из самых распространенных и эффективных форм взаимодействия школы с родителями является родительское собрание. Оно может проходить в виде онлайн бесед, «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.
Взаимоотношения семьи и образовательных учреждений в воспитании молодежи актуальными остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто, именно когда молодой человек становится уже студентом, у него появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
В вузах такие частые собрания и встречи проводить невозможно. Вуз это не школа, здесь обучаются студенты из разных городов и регионов не только своей страны, но и других стран, и родители не могут приезжать на ежемесячные собрания, встречи и т. д. Но даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Важной и эффективной формой сотрудничества образовательного учреждения с родителями, а именно с группой наиболее опытных, инициативных родителей, является родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете. Он совместно с педагогическим советом и, под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности школьного учителя. В настоящее же время здесь проявляются особенно острые моменты, связанные прежде всего восприятием родителями школьного образования, прежде всего, как услуги, а не прямой обязанности каждого гражданина. При отсутствии тесной и устойчивой связи в треугольнике Школа – Ребенок – Родители эффективность работы над развитием личностным ребенка сильно снижается. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Они могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью, в старших классах смог определиться со своей будущей профессией, а в вузе смог свою мечту воплотить в реальность.
Эффективность воспитания зависит от того, насколько тесно взаимодействуют образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества играют воспитатели в детских садах, классные руководители в школах и кураторы студенческих групп в вузе. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую образовательным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития обучающегося.

Библиографический список:

1.       Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16.
2.       Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993.
2021