НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Акишева И. В., Молодова Л. В. Игра как средство повышения речевой активности у младших дошкольников


Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf

Игра как средство повышения речевой активности у младших дошкольников

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. В начале развивается звуковая сторона речи (правильное звукопроизношение, овладение звуковой выразительности речи). На втором году он понимает обращенную к нему речь. Интенсивно растет словарный состав речи (освоение слов и их умственных употреблений). К 3 годам развивается монологическая и диалогическая речь. Многие дети к этому возрасту могут свободно объясняться с окружающими. В период младшего дошкольного детства в мышление детей происходит значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые интересы, знания и умения, а значит и совершенствуется речь. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игровой, бытовой, учебной. Большое значение в речевом развитии детей придается в игре. Ведь игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Игра доставляет ребенку радость и сопровождается положительными эмоциями. Он удивляется, восхищается, познает. И творческая деятельность ребенка прежде всего проявляется в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово в игре помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовывать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связанно с развитием речи. Для речевого развития используют все виды игровой деятельности.
 Раздел «Игра» - включает 3 направления: обучение сюжетно-ролевым играм, подвижным и дидактическим. Сюжетно-ролевая игра, одна из основных видов игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Содержание и структура сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям. Например, игровые ситуации («Уложим куклу спать», «Накроем стол к обеду», «Искупаем куклу», «Мишка заболел»), в которых показываются и называются реальные действия на реальных предметах. Вначале ребенок выполняет поручение взрослого. Дети словом обозначают свои действия, этим самым осмысливают их, словом они пользуются, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. При разыгрывании различных игровых жизненных ситуациях у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активируется в игре, c другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у младших дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Существует 3 вида дидактических игр:
1)       Игры с предметами или игрушками (направленная на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развивает творческое воображение, мышление) Д-И «Олины помощники» «Что за предмет?» «Разноцветный сундучок» «Чудесный мешочек» «Помоги Мишутке найти свою тарелку».
2)       Словесные игры (они построены на словах и действиях играющих). Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связанной диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря. Д-И: «Эхо», «Паровоз», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Кукушка и дудочка», «Будь внимателен», «Позови свою маму» и т. д.
3)       Настольно-печатные игры (используются, как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания). Д-И: «Подбор картинок по парам» (учит детей сравнивать предметы, находить одинаковые); «Разрезные картинки и кубики», «Матрешки», «Пирамидки» (развивает умения из отдельных 2-4 частей составлять целый предмет); «Найди такой же предмет» (учит детей соотносить предметы, изображенные на картине, с отдельными предметами.)
Дидактические игры делятся на группы:
1)Игры-путешествия (призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, например, «Путешествие в страну сказок», «Мы едем в далекие края»).
2)Игры-поручения (в основах их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения, например, «Собрать вместе все предметы одного цвета», «Разложить предметы по величине»).
3)Игры-предложения (что будет, если…. Что можно делать с…что будет, если… создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия).
4)Игры-загадки (разгадывание загадок развивает способность рассуждать, делать выводы).
5)Игры-беседы (в основе их лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное высказывать суждение, например, «Назови слова», -что можно купить? Что можно варить? Что можно читать? Что может летать, плавать? Чем можно играть, рисовать?).
Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры-универсальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желание работать с детьми весело и интересно!
Библиографический список:
1) Аникеева Н. П. «Воспитание игрой» Новосибирск; 1994; 150 с.
2) Кудашов Г. Н. «Игровое конструирование». Тюмень, Вектор Бук, 2008, 180 с.
3) И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников». Издательство: Карапуз, 2010 г., 144 стр.
4) Романович О. А., Селищева Т. В., Стефанова Н. В. «Дидактические игры для дошкольников». Издательство: Учитель, 2012 г., 23 с.
5) Ушинский К. Р. «Воспитание человека». Избранное М: Карапуз, 2000 г., 256 с.

2021