НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карпова Н. В., Рахматуллина Д. М., Фатхуллина И. И. Деловая игра для родителей «Давайте сложим пазлы» (методическая разработка)

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Введение

Основные цели: повышение компетентности родителей в вопросе ФГОС ДО: принципах, задачах, формах работы; ознакомление родителей воспитанников с современными подходами речевого развития; повышение активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса; создание условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений с родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Участники: родители, педагог.
Форма проведения: деловая игра
Дидактические материалы: игры по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Оборудование: корзина, выдержки из ФГОС по речевому развитию (связная речь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, словарная работа и др.), дидактические игры по речевому развитию, солнышко с лентами – лучиками желтого и синего цвета.
Краткая аннотация к работе: родительское собрание проводится в виде деловой игры, в ходе которой родители знакомятся с целями и задачами образовательной области «Речевое развитие» из Федерального государственного образовательного стандарта.
Практическая часть
Ход мероприятия:
1.       Мотивация к деятельности
Ведущий уточняет знания родителей об основных моментах, обозначенных в ФГОС по дошкольному образованию.
Знакомит присутствующих с информацией по образовательной области «Речевое развитие» (из ФГОС): Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
2.       Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Фиксация затруднения.
Игра «Паззлы». В нашей игре нет порядка, что ни фраза- то загадка.
Ведущий обращает внимание на корзину, в которой находятся «нарезки» из ФГОС из области «Речевое развитие». Родителям предлагается достать из корзины тезисы, основные понятия в виде кусочков паззл, которые вывешиваются на доску в хаотичном порядке (речевое развитие, связная речь, звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи и т.д.).
Задача участников: структурировать все понятия по разделам, складывания паззлы в единую картину.
3.       Выявление причины затруднения
Присутствующие затрудняются самостоятельно выполнить данное задание, так не все имеют достаточные знания по речевому развитию детей дошкольного возраста.
4.       Построение проекта выхода из затруднения
Родители совместно с педагогом составляют целостную картину «Речевое развитие детей дошкольного возраста».
5.       Реализация построенного проекта
педагог обсуждает тот или иной вопрос с родителями, подводя их к игровым приемам, дидактическим играм по развитию речи детей дошкольного возраста
вопросы для обсуждения:
-какие игры вам знакомы?
-что для вас представляет наибольший интерес?
-какое направление из речевого развития представляет для вас наибольший интерес?
-какое из составляющих речевого развития вам совсем незнакомо?
6.       Первичное закрепление
Вниманию родителей предоставляется презентация дидактических игр по области «Речевое развитие», предполагающая интерактивное участие родителей, где родители должны сопоставить игру с направлением речевого развития. Анкетирование родителей «Развитие речи дошкольников»
7.       Самостоятельная работа с самопроверкой
игра «Да – нет». Педагог называет разные игры, родители выбирают из них игры, направленные на речевое развитие. Если игра на речевое развитие, присутствующие говорят «да», если игра из других областей, говорят «нет»
8.       Включение в систему знаний
«Поиграем?»
Родители делятся на 4 команды. Каждая команда должна провести игру в зависимости от задания. 1 команда проводит игру по звуковой культуре речи, 2 команда - по грамматическому строю речи, 3 команда- игру по словарной работе, 4- игру по связной речи.
Если играющие затрудняются в выполнении задания, то им можно предложить набор игр, из которых они должны выбрать игру, соответствующую определенному разделу.
Заключение
Рефлексия деятельности
Беседа с родителями: «Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение?»
Игра «Солнышко лучистое».
На доске расположен круг от солнышка, присутствующим раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики надо будет прикрепить к солнышку. Каждый выбирает себе ленточку- лучик. Если понравилось, было интересно, получено много полезной и нужной информации - ленточку желтого цвета, если было не интересно, не получил для себя полезной информации, то ленточку синего цвета.

Библиографический список

1.       Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада/ Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др.: Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.- 271 с.
2.       Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».// научный руководитель Петерсон Л.Г./ Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А.- М.: Цветной мир. 2012.-240 с.
3.       Развитие речи детей 5 – 7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн./Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ сфера, 203. – 272 с.- (Развиваем речь)
4.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013г.
2021