НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Леверова А.В. Интеллектуальная викторина для старших дошкольников «Умники и умницы»

Библиографическое описание:
Леверова А.В. Интеллектуальная викторина для старших дошкольников «Умники и умницы» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

Описание: методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, умение действовать сообща, как одна команда. Данную викторину, ее интерактивные задания можно использовать как в малых подгруппах, так и в ходе совместной образовательной деятельности. Основная цель проведения игры: закрепление знаний детей о природе родного края.

Задачи:

Образовательные:

· обобщить и закрепить знания детей о природе родного края;

· продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;

· учить соблюдать правила игры, слушать ответы и дополнять их.

Развивающие:

· развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление и эрудицию;

· развивать умение детей действовать сообща, как одна команда;

Воспитательные:

· воспитывать любовь к родной природе;

· воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Материал:

· фонограммы из телепередачи «Умники и Умницы», «Голоса птиц» для интерактивной игры;

· интерактивные задания;

· ноутбук, мультимедийный экран;

· карточки с заданиями;

· магнитные удочки, рыбы;

· призы для награждений;

· фишки для жури.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вводное слово; игровой (отгадывание загадок, познавательная игра); рефлексия.

Словарь: сухость; река с сухим дном.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (природный мир).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (математика), использование игровой ситуации на протяжении всей образовательной деятельности, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз «Маленькая птичка».

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

· разбор ситуаций «Как вести себя в природе»;

· беседы: телевизионная игра «умники и умницы»; реки Вологодской области;

· разгадывание кроссвордов;

· рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание фонограмм «Голоса птиц»;

· игра «Угадай птицу по голосу»;

· рассматривание энциклопедии «Животные нашей природы»;

· игра «Пантомима»;

· настольные игры: «Рыбаки и рыбки», лото «Дикие животные Вологодской области»;

· накануне игры разделить детей на команды (с учетом их пожеланий), выбрать капитанов, придумать названия команд.

Подготовительный этап:

К детскому конкурсу «Умники и умницы» готовятся интерактивная игра, вопросы. Зал перед конкурсом украшается по тематике. Ставятся 2 стола (по количеству команд), на столах подносы, куда будут складываться жетоны (красные, зеленые и желтые по цвету дорожек из классической викторины «Умники и Умницы»). Стол для жюри, в которое входят члены администрации детского сада и родители.

Правила игры: в конкурсе участвуют 2 команды по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан, название команды (предварительная работа). Ведущий конкурса задает вопрос и дает 1 минуту, чтобы команды обсудили ответ, чья команда первой решит задачу, поднимает руку, затем капитан команды называет члена команды для ответа, или отвечает сам. В конце конкурса жюри подсчитывает баллы каждой команды. Объявляются результаты конкурса.

Ход игры: звучит музыкальная заставка из телепередачи «Умники и Умницы».

Ведущий:

Рано-рано солнце встало,

Доброго утра всем пожелало.

И я вас дети, поздравляю,

Чудесного настроения всем вам желаю.

День необычный сегодня у нас,

Игра позвала - пришёл её час.

Ведущий: сегодня в этом зале собрались две команды «Совушки» и «Ласточки» на экологическую викторину под названием «Умники и умницы». Вы будете отвечать на вопросы, отгадывать загадки, играть в игры и выполнять другие интересные задания. За правильные ответы будете получать фишки. В конце мы подведем итоги.

Ведущий: уважаемые игроки, я хочу представить я наше жюри…

Ведущий: дошколята, подтянитесь,

Все смотрите на меня.

Повторим со мною вместе

Клятвы добрые слова:

Клянемся дружными мы быть

Дети: клянёмся!

И слезы горькие не лить.

Дети: клянёмся!

С улыбкой трудности встречать.

Дети: клянёмся!

Все смело преодолевать.

Дети: клянёмся!

Ведущий: итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки. Участники строятся на красной дорожке, если игрок отвечает на вырос правильно он получает фишку и переходит на зеленую дорожку, если нет игрок остается на красной дорожке.

1. Какое дерево боится ветра? (осина)

2. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)

4. Он мороза не боится, хоть и маленький (подснежник)

5. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

6. Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)

7. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

8. У какого дерева белый ствол? (у березы)

9. Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)

10. Что означает слово «пестун» (пестун – годовалый медведь, который ухаживает и заботится за младшими медвежатами).

Ведущий: разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий: в нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. Выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Помогать сегодня в нашей игре будет Незнайка.

Ведущий: дети, давайте угадаем, о чем наша сегодня игра.

Не лес, а шумит, журчит (река)

Незнайка: можно я отвечу на этот вопрос?!

Ведущий: да, пожалуйста.

Незнайка: озеро.

Ведущий: игроки, ваш ответ.

Дети: река.

Ведущий: правильный ответ - река.

Конкурс №1 «Именной»

Оборудование: карточка с кроссвордом, интерактивная игра «Сухана».

Ведущий: ребята, а вот и первое задание-кроссворд «Какая самая большая река Вологодской области?» Для выполнения этого задания вам необходимо отгадать слово по первым буквам.

Незнайка: уважаемый ведущий, при отгадывании ребуса необходимо называть буквы по порядку?

Ведущий: нет, игроки могут начать отгадывать слово с любой буквы. Чья команда первой решит кроссворд –поднимает руку и отвечают.

Ведущий: уважаемые игроки, посмотрите на экран, назовите правильный ответ (слайд №2).

Правильный ответ: СУХАНА.

Ведущий: задание выполнено, жюри подводит итоги.

Конкурс №2 «Речной»

Оборудование: карточка с примерами, интерактивная игра «Протяжённость реки Сухона».

Ведущий: игроки вам предлагается решить примеры. (Незнайка раздает карточки игрокам). Чья команда первой решит – капитан поднимает руку.

Ведущий: Незнайка, собери пожалуйста все карточки. Ведущий проверяет правильные ответы. Ответы:5, 5 и 8.

Незнайка: уважаемые игроки, помотрите на экран, назовите правильный ответ (слайд №3).

Описание: ответ проверяется с использованием триггеров. При неправильно названном ответе, цветная стрелочка пропадет со звуковой анимацией. Оценка правильно выполненного задания: 558 километров – звуковая анимация, аплодисменты.

Ведущий: задание выполнено, жюри подводит итоги.

Конкурс №3 «Рыбный»

Ведущий: Незнайка! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс. (Незнайка выбирает карточку «Рыбы»)

Ведущий: пока Незнайка выбирает конкурс мы поиграем в игру «Маленькая птичка» (гимнастика для глаз). Надо внимательно следить куда летит птичка, следить одними глазами: вправо, влево, вверх. на нос, вперед. (2 раза).

Ведущий: Незнайка выбрал для вас задание - выловить и назвать рыбу которая обитает в реке Сухана.

Оборудование: магнитные удочки, рыбы, обитающие в реке Сухана: лещ, судак, ерш, елец, плотва, окунь, щука.

Ведущий: командам предлагается пойти на рыбалку, выловить рыбу при помощи магнитной удочки, назвать ее. Игрок выловившей рыбу поднимает ее вверх, называет и получает жетон за правильный ответ.

Ведущий: задание выполнено, жюри подводит итоги.

Конкурс №3 «Опознавательный»

Оборудование: интерактивная игра «Сухана - река с сухим дном»

Незнайка: уважаемый ведущий, а почему река называется Сухана?

Ведущий: а давай лучше спросим у игроков!

Ведущий: нам придется еще немного поработать. Итак, задание: выберете правильный ответ, обоснуйте его.

Описание: задания проверяются с использованием триггеров. Чья команда первой нашла ответ, поднимает руку, называет под каким номером правильный ответ. При неправильно названном ответе, слово пропадет со звуковой анимацией. Оценка правильно выполненного задания-звуковая анимация, аплодисменты (слайд №4)

Дети: правильный ответ под номером «1». Название Сухона означает «Река с сухим дном».

Ведущий: задание выполнено, жюри подводит итоги.

Конкурс №4 «Крокодил»

Ведущий: Незнайка! Помогите нам пожалуйста, выбери следующий конкурс. (Незнайка выбирает карточку «Крокодил»)

Незнайка: уважаемый ведущий, разве в реке Сухана водятся крокодилы?

Ведущий: нет, дети при помощи мимики и жестов покажут какие животные обитают вблизи реки Сухана, не произнося ни звука.

Описание: команды совещаются какое животное они будут показывать, затем капитан выбирает игрока, который будет изображать данное животное.

Ведущий: задание выполнено, жюри подводит итоги.

Конкурс №4 «Экологический тренинг»

Оборудование: интерактивная игра «Голоса птиц»

Ведущий: вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка «Голоса». Послушайте задание: нужно выбратьпод каким номером вы будете отгадывать птицу, прослушать голос и назвать ее (выбрать можно любую птицы, если команда отгадала свою птицу, она может выбрать еще одни вариант, за это получает дополнительный жетон).

Описание: три варианта фонограммы. Задания выполняются с использованием триггеров. Игроки могут назвать любую цифру, прослушать голос птицы под данным номером, дать ответ, после чего появляется правильный ответ на экране.

Ответы детей: «Малая выпь», «Большая выпь», «Серый журавль».

Ведущий: задание выполнено, жюри подводит итоги.

Незнайка: пока наше жюри подводит итоги мы с вами поиграем в игру «Горячий мяч». Встаньте в круг, будем передавать друг – другу мяч, как только я произнесу «горячий мяч», ребенок у которого остался мяч в руках заканчивает мое предложение, если игрок испытывает затруднение, ему могут помочь радом стоящие дети:

1). А вы знаете, что сегодня на игре я_____

2). Больше всего мне понравилось_________

3). Самым интересным сегодня было_______

4). Самым сложным для меня сегодня было_________

5). Сегодня на викторине я почувствовал______________

6). Сегодня я понял____________

7). Сегодня я научился_________

Ведущий: дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку Слово нашему жюри.

(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждения)

Незнайка: всё вы заслужили уважение,

Самые почетные вы здесь.

От нас примите поздравленья.

Снова вас хотим всех перечесть.

Ведущий: итак, в нашей сегодняшней игре «Умники и умницы» участвовали… (Ведущие перечисляют детей по фамилиям и именам, дети делают круг почета).

Ведущий: Удачи вам, новых побед и до новых встреч!

Литература

1. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74. № 2. – С. 52-53.

2. Галанова А.С. «Дошкольники на прогулке», издательство «Педагогическое общество России», Москва, 2005.

3. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы), Москва, 2005.

4. Коломина Н.Р. «Занятия по экологии в детском саду», издательство «Творческий центр «Сфера», Москва, 2010.

5. Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», Москва, 2005.
2023