НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Плаксина М.В., Полетаева С.Ю. Методическая разработка к учебно-игровому пособию «Клоун»

Библиографическое описание:

Плаксина М.В., Полетаева С.Ю. Методическая разработка к учебно-игровому пособию «Клоун» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Содержание методической разработки.

1. Введение.

2. Цели, задачи.

3. Описание пособия.

4. Основные достоинства.

5. Ожидаемый результат.

6. Варианты игр.

7. Список использованной литературы.

Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе восприятия, являются результатом их переработки.

Предпосылками создания пособия послужило желание разнообразить материально-техническую базу детского сада и развивающей среды группы.

Данное пособие предназначено для детей от двух до пяти лет.

Актуальность: в настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Проводя занятия в детском саду, я столкнулась с проблемами малышей: слабое развитие кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и т.д. Совокупность всех этих трудностей и желание поделиться опытом, натолкнуло меня на создание в своей группе раннего возраста серии развивающих тренажёров. С помощью этих тренажёров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажёры и т.д. В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей явлений. Формирование восприятия есть передача ребёнку социально- исторического опыта путём обучения.

Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. На втором-третьем году жизни дети должны выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия я использую сенсорные тренажёры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Они (сенсорные тренажёры) могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.

Сенсорные тренажёры могут быть использованы в работе с детьми по различным программам обучения и воспитания детей. Благодаря развивающим тренажёрам осуществляется не только сенсорное развитие – у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи. Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажёрами.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажёры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажёрах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка. С их помощью идёт также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку.

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы детей.

Задачи:

1. Создание эмоционального положительного настроения.

2. Развитие интереса и побуждения к действиям.

3. Формирование представлений о предметах:

-формирование способности к обобщению и различию, ориентируясь на внешних качествах;

-знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий).

4. Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера):

-формирование простейших приемов установления тождества и различия свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой», «не такой», «разные», «одинаковые».

5. Знакомство с сенсорными эталонами:

-знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник), цвет;

-формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме.

6. Развитие мелкой моторики руки:

-формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить, открутить, прилепить, отлепить).

7. Формирование навыка совместного выполнения задания:

-формирование навыков культурного общения;

-развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

8. Формирование и активизация словаря ребёнка:

-развитие умения рассматривать картинку, называть изображённые на ней предметы, их качества и действия;

-развитие умения отчетливо произносить звуки;

-формирование умения составлять по картинке маленький рассказ.

9. Развитие восприятия: зрительного, осязательного.

10. Развитие наглядно-действенного, образного мышления, памяти, воображения.

11. Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

Описание пособия.

Представленные развивающие тренажёры просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат, от вас лишь нужна только фантазия и желание помочь детям. Основное отличие этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Они могут быть включены в игровую и сюжетную деятельность.

Данное пособие представляет собой деревянный каркас, обтянутый пленкой, на котором формируется рисунок клоуна из цветного фетра. В каркасе вырезаются отверстия, в которые приклеиваются горлышки от бутылочек, на которые прикручиваются разноцветные крышечки для деталей (нос, берет, пуговицы, ботинки, воздушные шары).

Назначение. Ребенок учится окручивать крышки с горлышек, а потом прикручивать на место в соответствии с цветом количеством и положением в пространстве.

Основные достоинства:

-многофункциональность;

- яркость и красочность;

- возможность складывать, переставлять, переносить;

- возможность участия одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;

- использование в различных видах игр, на занятиях, в свободной деятельности детей.

Ожидаемый результат:

- создать условия для учебно-игровой деятельности;

- расширить и углубить представления детей об окружающем мире;

- активизировать словарь детей;

-повысить уровень развития внимания, мышления, творческого воображения; мелкой моторики рук, координации движений; сенсорных и пространственных представлений;

- развить навыки сотрудничества и умения работать в коллективе.

Варианты игр:

1. «Подбери крышечки».

Крышечки откручены с горлышек и перемешаны. Задача ребенка – вернуть крышечки на свои места в соответствии с цветом предмета.

Работа ведется следующим образом: воспитатель читает стихотворение о клоуне.

Мы тебе рубашку сшили,

А про пуговки забыли? (нет)

Цвет им нужный подобрали

И прикручивать их стали.

Круглый и красный

Мой носик всегда

Его прикрутить

Не составит труда.

Детям предлагаются крышки различных цветов; воспитатель показывает карточку определённого цвета. Даёт задание найти и назвать такой же предмет по цвету на тренажёре и прикрутить крышку соответствующего цвета.

Дети на тренажёре находят шарики, определяют их форму, обводят пальчиками отверстия на тренажёре. Можно работать как с одним, так и с несколькими цветами. Дети прикручивают крышки, проговаривая цвет каждого шарика.

2. «Назови предметы на звук».

Ребенку дается задание придумать слова, например, на звук «Ш». Каждый раз, называя слово, ребенок прикручивает одну крышечку.

3. «Больше, меньше, поровну»

Например, с левой стороны клоуна 3 (1,2) шара, а с правой – шаров нет. Задача ребенка – прикрутить с правой стороны столько же шаров того же цвета (другого цвета).

4. «Выше, ниже, между»

Например, задача ребёнка «пришить» пуговки на костюм клоуна в соответствии с заданием воспитателя: «Красная пуговица выше жёлтой, а синяя ниже жёлтой» или «Сверху красная пуговица, внизу зеленая, а между красной и зеленой желтая».

5. «Слева, справа»

Например, задание детям – украсить ботинки клоуна помпонами. Правый ботинок желтым помпонам, а левый- зеленым.

6. «Один, много»

Например, сколько носов у клоуна? (Один). А шариков? (Много).

Задание можно усложнить, предложив детям посчитать шары, помпоны, пуговицы... и т.д.

7. «Одинаковые»

Сделать одинаковые пуговички, помпоны на ботинках, шарики одного цвета, одинаковое количество и т.п.

В заключении обращаю Ваше внимание на то, что данная работа положительно влияет на развитие речи, внимания, памяти, мышления, а также происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малышей. Как показала практика, результат работы с развивающими тренажёрами очень эффективен!

Литература:1. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность. //Дошкольное воспитание. - 2001.- № 3-С.35

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Под ред. Л.А.Вагнера.- М.:Просвещение,1988.-144с:ил.

3. Володина В. С. Альбом по развитию речи. -М.: ЗАО «Росмэн-Пресс, 2009.-95с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.- 480с.

5. Минаева В.М. развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999.-48с. (Развитие и воспитание дошкольника)

6. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: книга для логопедов и воспитателей / - Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2008. - 315, [1] с., [4] л. цв. ил. (Популярная логопедия).

7. Швайко Г.С. игры и игровые упражнения для развития речи. -М.: Просвещение, 1983-64с.
2023