Исследовательская и проектная деятельность

Дягилев М.В. Организация исследовательской деятельности обучающихся по проблеме изучения визуальных исторических источников XVIII века

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Тип визуальных исторических источников на данный момент, как уже говорилось ранее, является самой малоизученной группой исторических источников. Данный факт обусловлен тем, что изобразительные источники совсем недавно включили в источниковую классификацию в контексте развития синтаксического подхода. Но тем интереснее изучать данный тип источников, так как на сегодняшний день отсутствует какая-либо традиционная общепризнанная методика работы с визуальными историческими источниками, в частности, с политическими карикатурами.
Известно, что в конце XX века в источниковедении произошел «визуальный поворот», вследствие которого большое внимание стало уделяться визуальным источникам. Интересно то, что до XX века визуальные источники рассматривались исключительно в рамках иллюстративной функции материалов периодической печати.
Методика работы опирается на ряд функций визуальных исторических источников, которые необходимо учитывать для выявления объективности и реконструкции исторических событий. Одной из основных функций данного типа источников считается иллюстративная, которая применялась для рассмотрения изобразительных источников в дополнении к другим типам исторических источников. Следующей функцией является мировоззренческая, сущность которой заключается в рассмотрении и интерпретации изображения как части мировоззрения и исторической действительности. Третья функция – историко-культурологическая – выводит исследователей на метапредметный уровень в изучении какого-либо вопроса. В данной дипломной работе все три функции задействованы. Иллюстративная функция использована при рассмотрении материалов новостной хроники в контексте событий о представлениях об императорской России в рассматриваемый период, которую сопровождали английские политические карикатуры. Мировоззренческая функция использована при рассмотрении принципов и целей механизма воздействия на сознание социума, а также формирования стереотипов и образов, связанных с внутриполитической и внешнеполитической стороной развития Российской империи.
Историко-культурологическая функция в данной работе является основополагающей, так как карикатура рассматривается в двух плоскостях: историческая сторона основана на рассмотрении специфики карикатуры и ее содержательной части для реконструкции и выявления объективности представлений об императорской России в период XVIII–первой трети XIX вв., а культурологическая сторона вбирает в себя техники, элементы и принципы исполнения и создания карикатуры как художественного произведения.
Очень важное место в методике работы с визуальными источниками отводится семиотическому и герменевтическому подходам. Герменевтика – искусство интерпретации текста, а семиотика – искусство кодирования информации, изучение знаковых систем. По мнению некоторых исследователей, карикатуры рассматриваются, с одной стороны, как знаковая система, в которой выделяют вербальную (текстологическую) и невербальную (иконическую) части. С другой стороны, карикатуру можно рассматривать как текст, то есть визуальная часть карикатуры гипотетически становится текстологической в процессе закладывания информации в иконический образ. В ходе рассмотрения и анализа английских политических карикатур XVIII–первой трети XIX вв. с помощью данных подходов необходимо перед собой поставить следующие вопросы: «Почему изображено именно так?», «Какая информация является прямой и скрытой в данном историческом источнике?», «Является ли информация, заложенная в источнике, объективной?».
Как уже было сказано, традиционная методика работы с визуальными историческими источниками отсутствует. Тогда встает закономерный вопрос, который касается принципов изучения визуальных исторических источников, в частности, карикатур, а также рассмотрение образов России XVIII–первой трети XIX вв. на материале источников изобразительного типа. В исследовательской деятельности обучающихся применяется методика, которая основана на синтезе методики источниковедческой интерпретации визуальных источников (в частности видеофильмов) Л.Н.Мазур, анализа и интерпретации визуальных источников О.В.Горбачева и традиционной методики изучения источников.
Методика работы с визуальными источниками, в частности, с политическими карикатурами, состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит процесс целенаправленной визуальной выборки английских политических карикатур, отражающих сцены русской тематики, периода XVIII–первой трети XIX вв. из коллекции Государственного Эрмитажа.
Второй этап целесообразно назвать внешней критикой источника. В ходе данного этапа идет процесс сбора и анализ информации об источнике, а именно: цель создания, время создания, автора произведения, условия создания в контексте механизма воздействия на социум, а также выявление основной содержательной части и характерных образов, заложенных автором при создании карикатуры.
На третьем этапе начинается процесс внутренней критики источника. Он состоит и нескольких частей. Во-первых, ознакомительный просмотр политической карикатуры для выявления отдельных метафорических и ярких образов, наиболее заметных. Во-вторых, целенаправленный просмотр, оканчивающийся фиксацией информации, которая касается непременно текстологического и иконического содержания политической карикатуры.
Четвертый этап связан с характеристикой исторической реальности на основе зафиксированных и изученных элементов. В случае с политическими карикатурами данный этап позволяет сделать вывод о достоверности фактологической составляющей о России в XVIII–первой трети XIX вв., которая изображена на карикатуре, о скрытой и открытой информации, которая заложена в данном историческом источнике.
Пятый этап связан с применением метода контент-анализа и историко-типологического метода. Метод контент-анализа на данном этапе связан с выявлением и непосредственно с количественным и качественным подсчетом отдельных черт для классификации на группы образов. Метод контент-анализа на пятом этапе строится по следующему алгоритму:
·          первичный просмотр всей источниковой базы (политических карикатур);
·          выявление нескольких часто повторяющихся черт, которые впоследствии трактуются как маркеры;
·          текстологическое обоснование сущности маркеров;
·          процесс кодировки карикатур и составление матрицы контент-анализа;
·          вторичный просмотр всей источниковой базы (политических карикатур);
·          фиксация результатов и заполнение матрицы контент-анализа;
·          количественный подсчет результатов;
·          разбивка карикатур на группы образов (при применении историко–типологического метода);
·          выводы по количественному преобладанию карикатур в различных группах образов.
Отметим, что проблематика исследовательской деятельности ориентирована на рассмотрение образов России XVIII – первой трети XIX вв., но более детальный анализ был проведен для группы образов «императорской России», что связано непосредственно с наибольшим превосходством данной группы образов в количественном соотношении. Количественная сторона заключается в подсчете преобладания образов императоров и государственных деятелей на политических карикатурах, а также выявлением характерных черт у исторических персонажей с помощью маркеров. Маркерами в данных исследованиях выступают наиболее повторяющиеся метафоричные черты образов, которые помогают идентифицировать определенную политическую карикатуру с отдельной группой образов.
Что же касается применения данного метода для качественного анализа английских политических карикатур, то его целесообразно проводить в конце третьего этапа исследования визуальных источников. Ряд вопросов, которые должен поставить перед собой исследователь: «Почему образ императора или государственного деятеля России XVIII–первой трети XIX вв. изображен именно так?», «Что хотел сказать автор, формируя образ в таком виде?», «Какое представление складывалось в Европе относительно России в указанный период на основании данного образа?». Вопросы, сформулированные выше, помогут исследователю правильно выбрать параметры для кодификатора образов, а также количественно и качественно интерпретировать данные, полученные в ходе применения метода контент-анализа.
Стоит понимать, что интерпретация изобразительного источника связана с особенностями ценностных ориентиров автора политической карикатуры, а значит, результаты отличаются большой степенью субъективности. Поэтому для ответа на вопрос, который касается специфики использования английской политической карикатуры для изучения образов России в указанный период, следует использовать комплексный подход, который основан на полноценном анализе исторического источника в контексте различных научных подходов.
Заканчивая статью, можно сказать, что политическая карикатура как исторический источник отличается большой степенью субъективности. Прямая её функция – это воздействие на сознание адресата, поэтому в современной науке существует множество вопросов, связанных с объективностью содержания карикатур в рамках исторических событий и исторических процессов.

Библиографический список

1. Батурин С.А. Визуальные материалы по истории Бурятии как источниковый комплекс: автореферат дис. … кандидата исторических наук: 07.00.09. [Электронный ресурс] / С.А.Батурин // disserCat – электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/vizualnye-materialy-po-istorii-buryatii-kak-istochnikovyi-kompleks (дата обращения: 02.06.2016).
2. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М.: Новое литературное обозрение, 2011. 450 с.
3. Горбачев О. В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации / О.В. Горбачев // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2015. Вып. 15. С. 126–136.
4. Мазур Л.Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX – XXI вв.: в поисках новых методов исследования [Электронный ресурс] / Л.Н.Мазур
5. Соболева К.В. О методах анализа визуальных данных. [Электронный ресурс] // DOCPLAYER. URL: http://docplayer.ru/27184135-О-metodah-analiza-visualnyh-dannyh.html (дата обращения 19.02.2017).
// Источниковедение.ru. URL: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ld/16-1-0-144 (дата обращения: 03.06.2016).
6. Штопка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007. 200 с.
7. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Взгляды и образы: методология, анализ, практика. [Электронный ресурс] / Е.Ярская-Смирнова, П.Романов // ACADEMIA. URL: http://www.academia.edu/55698747/ (дата обращения 19.02.2017).
2020