НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Надеева А. А. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Библиографическое описание:
Надеева А.А Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Цель: Познакомить с историей электрической лампочки.
Задачи: обучающая - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
развивающая - развивать интерес к прошлому этого предмета, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;
воспитывающая - воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Материал: Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, светильники (или картинки с их изображением). Видео – материалы «Как появилась лампочка», «История лампы накаливания».
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Ритуал приветствия: Все скорее в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Ребята, что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ответы детей). Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем – и в комнате становится светло. (Воспитатель загадывает загадки):
1.       Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
ярким пламенем зажжется.
2.       Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки, это электрическая лампочка. Вам бы хотелось отправиться в путешествие, например, в прошлое электрической лампочки. (Ответы детей). А сейчас закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы в прошлое мир откроем
О котором не забудем
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка? (Ответы).
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Как появилась лампочка» и узнаем, как люди освещали свои дома и улицы.
Просмотр мультфильма «Как появилась лампочка»
Воспитатель: Ребята, вот мы и узнали, как в древности люди освещали свои дома. Самые первые люди использовали только дневной свет, т.е. солнце. По ночам они прятались, так как было очень темно. Затем появился огонь, люди использовали его в качестве освещения и приготовления пищи.
Что потом придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы)
– Сначала люди использовали только факел, это короткая палка с намотанной на неё просмолённой паклей. С факелами ходили по улице, их прикрепляли на стене, и тогда они освещали помещение. Ребята, интересно, что это за столы? Давайте, посмотрим.
Подходят к первому столу (на первом столе находятся лучина, спички, вода). Воспитатель зажигает лучину, демонстрирует принцип работы.
– Ребята, это же лучина, её использовали до появления электрической лампочки. Это самая обыкновенная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы)
Проходят к следующему столу (на втором столе– свеча, спички, вода). Воспитатель демонстрирует принцип работы.
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала (рассматривается свеча, обращается внимание на то, что внутри неё фитиль из ниток, он и зажигает свечу). Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы). Действительно, ею можно обжечься, от неё может быть пожар, от неё мало света. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья.
Подходят к третьему столу (на третьем столе – керосиновая лампа, спички). Воспитатель демонстрирует принцип работы.
Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы (Показывается лампа, объясняется принцип её действия)
Воспитатель: Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? (Ответы) – Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь.
Проходят к четвертому столу (на столе стоит электрическая лампа и рядом розетка). Воспитатель демонстрирует принцип работы.
Воспитатель: Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры.
Предлагаю вам посмотреть ещё один мультфильм -«История лампы накаливания», но прежде, чем мы посмотрим давайте немного отдохнем и сделаем перерыв.
Физ. Минутка: Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе
У меня есть верный друг – руки на поясе, повороты влево и вправо
Мне с фонариком не страшно – руки держим в фонариках
Я иду вперёд отважно
Шаг на месте раз, два, три – ходьба на месте, руки на поясе
Плечи шире разверни.
Проведём одну игру: - присели, руки на поясе
Все присядем, скажем «у».
Быстро встанем – встали, руки на поясе
Скажем «а».
И присели на места.
Просмотр мультфильма «История лампы накаливания»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки.
Игра «Исправь ошибку» (очаг, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампа)
Ход игры: На столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Необходимо расположить карточки по порядку, каждый на своём столе.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются фонарями улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!
III. Итог.
Воспитатель: Пришло время вернуться в садик.
Слова для возвращения:
С миром прошлым
Нам пора прощаться
И в детский садик
Вместе возвращаться.
Вот мы и вернулись. Что вы узнали сегодня? Что вам особенно запомнилось? (Ответы) Ой, а у меня на столе лежит красивый, волшебный чемоданчик. Давайте посмотрим, что там лежит. А лежат тут вам подарки, за то, как вы активно работали на занятии.
Раздача подарков детям.
Библиографический список:
1.       Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-синтез, 2019. – 71 с.
2.       Детская энциклопедия РОСМЭН «Открытия и изобретения». Москва 2008
3.       Большая Детская Энциклопедия. -АСТ «Астрель», 2000. -с.140-144


2022