Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гераева Н.А., Будамишина Т.Е. Работа с одаренными детьми на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. (Концепция развития дополнительного образования детей).
Из этого следует, что создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся, является важным условием самореализации личности и, в конечном счете, развития общества.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Для развития одаренности одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения и создание ИОМ. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса.
Работа с одаренными детьми включает несколько этапов.
Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся. На этом этапе проводится тестирование, анкетирование, беседа с ребенком и родителями. (Приложение)
На втором этапе, исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
·          содержание, подлежащее усвоению;
·          виды деятельности по усвоению учебного содержания;
·          ожидаемые индивидуальные результаты;
·          формы контроля.
Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала):
·          определение индивидуальных целей;
·          отношение к выделенным проблемам;
·          определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.
Четвертый этап. Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута.
На данном этапе используются следующие формы работы: беседа с родителями, анкетирование родителей, очное общение, а также с использованием электронных ресурсов, родительские собрания, привлечение к совместной творческой деятельности (подготовка проектов, спектаклей, изготовление реквизита, костюмов), организация поездок на выступление, сопровождение и др.
На пятом этапе - разработка учебно-тематического плана - педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
Шестой этап. Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
занятия исследовательской групповые факультативы творческие.
Хорошие результаты при работе с одаренными детьми в урочной деятельности дают игровые технологии, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями; метод проектов, который представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; проблемное обучение, которое позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; дискуссии, дебаты, где обучающиеся могут выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; «мозговой штурм» (А. Ф. Осборн) позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Для этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.
Групповая форма работы также является результативной, и в данной форме эффективным методом является проектный. Он позволяет распределить задания в группе таким образом, чтобы каждый ученик мог выполнить посильное задание и в то же время, достижение результата без совместных усилий невозможно.
Для данной категории детей большое значение имеет использование интернет-уроков, т.е. обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Это позволяет вовлечь учащегося в самостоятельный процесс обучения, повысить мотивацию к обучению и индивидуализировать образовательный процесс. Для проведения уроков также активно используется Skype, для работы с домашним заданием система АСУ РСО.
Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны.
Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами.
Специалист
Деятельность, результат
Сроки
Психолог
Тестирование, анкетирование, выявление одаренности, диагностирование вида одаренности, отслеживание динамики, индивидуальные беседы.
В течение года
Социальный педагог
Характеристика семьи
Сентябрь
Заместитель директора по УВР
Отслеживание результативности работы, информирование педагога о предстоящих конкурсах, олимпиадах и т.д., привлечение ребенка к участию в различного рода мероприятиях.
В течение года
Медицинская сестра
Справка о состоянии здоровья ребенка, рекомендации родителям, педагогам.
3 раза в год
Научный руководитель (при наличии)
Консультирование по подготовке исследовательской работы.
1 – 2 раза в год

Заключительный восьмой этап. Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.
Предполагается создание портфолио как результат сотрудничества в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Портфолио: документы (грамоты, дипломы); работы (проекты); отзывы (характеристики, рецензии)
Для диагностики одаренности и результативности используются следующие методики: «Интеллектуальный портрет», диагностика креативности тест Е. Торренса, «Завершение предложения», «Несуществующее животное», тест интеллекта Амтхауера, анкета одарённости А. И. Савенкова, метод экспертной оценки, «Портфолио».
Безусловно, грамотно поставленная работа с различными категориями обучающихся, приносит положительные результаты в учебно-образовательный процесс, позволяет индивидуализировать образовательный процесс и сделать его максимально доступным для всех категорий учеников.
крепления темы и контроля
2020