Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты. Для школьника они представлены как интегративная характеристика предметного, метапредметного и личностного результатов. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. К основным функциям УУД относятся: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Овладение УУД создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей обучающихся можно представить следующей схемой: 1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Учитель должен быть наставником, координатором, партнером. Основная задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний. 2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это: - создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; - развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; - организация групповой работы; 3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными должны быть те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Нужно учить детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации). Создание такой среды позволяет существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Предмет географии универсален. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии и требования к метапредметным результатам обучения посредством географического знания предоставляет учителю широкие возможности для организации процесса формирования УУД, в выборе методов и средств обучения. К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести: · Умение пользоваться географической картой – языком международного общения. · Умение пользоваться современными информационными технологиями; · Владение научными географическими понятиями; · Умение видеть проблемы и ставить вопросы; · Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать; · Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве; · Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики. Развитие личностных УУД позволяет сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Изучение предмета «География» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; • формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей); • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий: анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения. Виды работ с учебником географии, формирующих познавательные УУД: · Составить план параграфа и изложить текст по плану. · Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях). · Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий. · Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте). · Смоделировать текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.) Для развития познавательных и коммуникативных универсальных действий на уроках географии можно использовать проектную деятельность. Проектная деятельность учащихся — это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, находить ресурсы, намечать план и достаточно долго удерживать цель своих действий, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проект может быть рассчитан как на один урок, так и на несколько. Результаты проектов могут быть разными: и в виде презентаций, и в форме стенгазеты, реферата. Формирование универсальных учебных действий может проходить и во внеурочное время. Учащимся даётся задание по поиску информации к уроку, составить кроссворд, заполнить таблицу или контурную карту. Таким образом, овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Используемая литература
1. Бычков А. В. /Метод проектов в современной школе./ – М., 2000. 2. Крылова В./ «Проектная деятельность учащихся по географии»/ «География» Приложение к 1 сентября №22, 2007 г. 3. Родыгина О.А. /статья «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»/Журнал «Начальная школа. Плюс до и после.» № 7, 2011 г. 4. http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/ 5. http://festival.1september.ru/articles/533891/