НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Прибытова И.В. Формирование звуковой структуры слова у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Прибытова И.В. Формирование звуковой структуры слова у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Формирование звуковой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма).

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки, с самого рождения ребенка наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Существует множество игр на развитие звуковой структуры речи, для дошкольников важно правильно и грамотно поставленная звуковая структура слов, звуков. Для этого были разработаны неречевые игры.

Неречевые игры:

Упражнение 1. Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.

Упражнение 2. Взрослый предлагает ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный). Ритм может отстукиваться или отхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты, игрушки для обыгрывания.

Упражнение 3. Используя музыкальные сопровождения, выполнять маршировку, бег, выполнение простых движений различного темпа.

Игры на слуховое восприятие, различать длинные и короткие слова.

Упражнение 1. Взрослый называет два слова (мак, малина) и предлагает ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше), а какое короче (звучит меньше). Затем показывает с помощью распевки или игрушек.

Упражнение 2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.

Упражнение 3. Взрослый предлагает ребёнку показать длинную ленточку, когда он услышит длинное слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткую ленточку, когда услышит короткое слово (кит, дыня, ком).

Чувство ритма – это в дальнейшем благоприятно отразится на способности правильно делить слова на слоги. Игры на чувство ритма:

Упражнение 1. Взрослый предлагает ребёнку прохлопать ритмический рисунок слова (хлопок на каждый слог слова). Сначала предлагаются односложные слова (кот, дом), затем двух- и трёхсложные (ры-ба, сте-на, мыш-ка, у-ли-ца, ру-баш-ка).

Упражнение 2. Взрослый предлагает ребёнку произнести слово. Слово произносится по слогам (ко-ро-ва), и на каждый слог выполняется движение, имитирующее животное. Движения должны совпадать с моментом произнесения очередного слога.

Следует обучать ребёнка правильному произношению и делению слов на слоги сначала двусложных (ва-та, мы-ло), потом трёхсложных (са-по-ги, ко-ло-бок, ши-пов-ник), четырёхсложных (ви-та-ми-ны) и многосложных слов (необходимо проговаривать многосложные слова типа ми-ли-ци-о-нер, ав-то-мо-би-лист по слогам). Игры на деление слов:

Упражнение 1. «Прошагай слово» На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию.

Предложите ребёнку повторить за взрослым, а затем и самостоятельно назвать слоги, слова различной слоговой структуры (используйте красочный дидактический материал).

Упражнение 1. «Поднимись по лесенке» Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной (или нарисованной) лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

Учить ребёнка производить звуковой анализ и синтез (игры «Выдели первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Эхо», «Угадай начало слова»); учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов.

Расширять словарный запас ребёнка и активизировать его.

Упражнение 1. Обогащайте словарь ребёнка по лексическим темам: «Овощи», «Одежда», «Транспорт», «Профессии» и др.

Упражнение 2. Поиграйте с ребёнком в игру «Скажи наоборот». Взрослый называет слово (например: злой), а ребёнок подбирает слово противоположное по значению (добрый).

Упражнение 3. Объясняйте ребёнку значение новых, непонятных для него слов и выражений. Отождествляйте незнакомые понятия с какими-либо уже знакомыми ребёнку словами или явлениями.

Комплекс таких игр и упражнений принесет заметный результат в развитие звуковой структуры речи.
2023