К настоящему времени решены многие вопросы изучения одаренности и развития одаренных детей. Выявлены психолого-педагогические принципы творческого развития детей разного возраста. Однако, несмотря на многочисленность и многоаспектность проблематики исследований в области воспитания одаренных детей, вызовы времени актуализируют необходимость разрешения следующих противоречий: между необходимостью выявления и развития одаренных детей, обладающих повышенными творческими способностями, и отсутствием целенаправленных программ их дифференцированного обучения и педагогической поддержки; между формальным характером оценки творческой одаренности школьников и необходимостью критериально-ориентированного мониторинга их личностного развития. Образованием одаренных детей занимаются различные учебные заведения, в том числе, и школы инновационного типа. Качество образования школьников и образовательные достижения ученика определяются последовательной стратегией школы и высоким профессиональным мастерством учителя. Международные исследования также убеждают нас в том, что прирост качества образовательных результатов учащихся зависит, прежде всего, от качества работы учителей Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Цель моего метода - не только дать ученику определённую сумму знаний, но и научить учиться, обучать на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности для каждого ученика. В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач: дать учащимся качественное образование по математике, помочь каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей, развивать и укреплять интерес к математике, привить навыки самостоятельной работы. Чтобы сформировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, сочетаю в учебно-воспитательном процессе традиционные и инновационные формы и методы обучения: проблемно – исследовательского обучения; личностно – ориентированного обучения; уровневой дифференциации («лестница достижений»); информационно – компьютерные; блочно- модульную технологию.
Большую роль отвожу учебно-исследовательской деятельности учащихся, начиная с 5-го класса, так как считаю, что исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, активизирует деятельность учащихся (поисковую, исследовательскую, творческую), повышает мотивацию к изучению математики. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Так сказать: два в одном. В процессе обучения учащиеся выполняют различные творческие и исследовательские работы, начиная от газет, простых моделей оригами и многогранников из бумаги и дерева в 5-6 классах до реферативных и исследовательских докладов- в более старшем возрасте. Все работы, как правило, выставляются на научно- практической конференции, которая ежегодно проходит в нашей школе, районе, области. Победители школьной конференции участвуют далее в муниципальном туре, где мои ученики были победителями и призёрами уже три года подряд. Становятся победителями и призёрами мои ученики и на окружных научно-практических конференциях. Их победы подтверждаются сертификатами.
Я прекрасно понимаю, что проектная деятельность не сможет заменить классно-урочную систему, поэтому применяю самые различные способы мотивации и стимулирования учебной деятельности, Одним из таких приёмов, который я успешно использую для решения поставленных задач – тесная интеграция предметов. Во-первых, это сближает предметные знания, во –вторых, дети учатся представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Наиболее успешными стали интегрированные уроки по темам: «Число и реальность», « Вся жизнь по функциям», «Тригонометрия в природе и вокруг нас», « Математический анализ в жизни общества», « Сложные проценты в банковском деле», «Многогранники вокруг нас», « Мир в системах координат», «Этот симметричный мир». При разработке этих уроков я использовала свой личный опыт, публикации в газете «Математика – Первое сентября», базу данных страницы «Учительские находки» на сайте « Российский общеобразовательный», а также диск « Интерактивная математика 5-9 класс», имеющийся в школьной медиатеке. Я заметила, что интерес к изучению математики повышается при очевидной значимости изучаемого материала. С этой целью обязательно даю практические задачи, которые приближают урок к реальной жизни.При решении таких задач очень важным звеном является жизненная ситуация, которая стимулирует интерес учащихся к содержанию изучаемого материала. Пример: в 5 и 6 классах при изучении процентов обязательно решаем «фермерские задачи»: 1) на сколько процентов повысилась прибыль с учётом изменения цен на зерно и горюче – смазочные материалы; 2) даю задание рассчитать бюджет семьи в текущем году и т.д.3) темы некоторых проектов тоже взяты из жизни: «Жилищная ипотека на селе», «Особенности формирования урожая озимой пшеницы под воздействием полезащитных насаждений»,«Какой кредит выгоден сельским жителям», «Паркет». По моим наблюдениям, одной из самых любимых учениками технологий, которые я применяю, является технология уровневой дифференциации (« лестница достижений»). Она создаёт настрой на продолжение выполнения заданий (после базового уровня), так как, получив фиксированную оценку за выполнение заданий предыдущего уровня, ученик ничем не рискует, попробовав решить хотя бы одну задачу следующего уровня. Задания следующего уровня дают шанс ребёнку улучшить свои результаты. Эта технология создаёт детям условия проявления своей субъективности, чувства свободы выбора, педагогического ненасилия, самоуважения, что, безусловно, положительно влияет на состояние его здоровья. Да и каждый ученик уверен, что я знаю его затруднения, понимаю переживания и готова ненавязчиво прийти на помощь. Это создаёт обстановку спокойствия, уверенности, хорошего настроения, оптимизма, что, как известно, также благоприятно влияет на здоровье детей. Для успешности воспитания нравственно – ценной мотивации соблюдаю принципы: педагогического гуманизма: стараюсь «принять» всех учащихся, выражаю доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдаю их интересы. Учитываю то, что имеет место психологическая зависимость познавательных процессов от уровня тревожности на уроках. Чем выше тревожность, тем ниже познавательный процесс и интеллектуальный показатель. понимания учеников: стремлюсь чувствовать другого как себя. Сотрудничества: делаю установку на доверительное открытое отношение с детьми, обеспечивая им роль «активного деятеля» на уроке, постепенное превращая учеников в соавторов учебного процесса. При этом учитываю индивидуальный подход в обучении, который, состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов. Избегаю пробелов в знаниях, смягчаю недостатки семейного воспитания. Диалогизма: умею слушать ребёнка, интересуюсь его мнением, веду межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения; личностной позиции учителя: всегда помню, что пример учителя - важный аспект полноценного обучения, ещё один из путей развития внутренней мотивации, поэтому на уроке постоянно поддерживаю положительную мотивационную атмосферу. Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные (т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.) Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов). Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д. Но самое главное - это защита исследовательской работы. Защита - это итог исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей. В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно, можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно. Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педагогом или учащимися, позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет. Для того, чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна, необходимо выделять дополнительные часы для работы с сильными учащимися (факультативы, индивидуально-групповые занятия и т.д.),предлагая учащимся наиболее интересные или нестандартные задания, предлагать учащимся для самостоятельного обучения дополнительную литературу, различные типы олимпиадных задач, логические задачи, математические ребусы, инварианты, принцип Дирихле, геометрические задачи (на разрезание и др.), задачи со спичками, арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, на совместную работу, выигрышные ситуации. Внеклассные занятия по предмету дают большие возможности для развития способностей школьников. Наиболее распространенной формой внеклассной работы является математический кружок. Тематика математического кружка предполагает знакомство с закономерностями окружающего мира, с математическими науками, не изучаемыми в школьном курсе, что позволяет расширить математический кругозор. Знакомство с историческим материалом расширяет интеллектуальный багаж каждого человека. Вопросы, связанные с прикладной направленностью математики, способствуют развитию интереса к предмету и к профессиям, связанным с ней, несут познавательную информацию. Решение нестандартных и логических задач позволяет формировать у учащихся интеллектуальные способности, развивать воображение и логическое мышление. Решение занимательных задач развивает любознательность, сообразительность, наблюдательность. Членами кружка являются не только с одаренные дети, но и учащиеся, которые проявляют интерес к математике, хотят глубже ее изучать. Учащихся привлекают следующие задачи работы математического кружка: 1) изучение разделов математики, которые не рассматриваются в школьном курсе, и в связи с этим дети имеют широкий кругозор. 2) умение учащихся рассуждать, анализировать, сравнивать,делать выводы. 3) умение доказательно отстаивать свою точку зрения; использование математической терминологии. 4) знакомство с наиболее рациональными способами решения стандартных задач; 5) отработка навыков устного счета, владение приемами устного счета; 6) изучение приемов решения нестандартных задач, требующих сообразительности, внимания, математической зоркости, умение решать комбинаторные задачи, задачи с элементами статистики и теории вероятностей. 7) решение заданий прикладного характера, которые содержатся в кимах ОГЭ и ЕГЭ по математике. Во время проведения кружковых занятий отмечается активность познавательной деятельности учащихся, формируется интерес к предмету, у учащихся накапливаются знания более широкого уровня. Дети принимают активное участие во всевозможных очных и заочных конкурсах и олимпиадах, получая призовые места. Итак, обучение одаренных учащихся – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: 1.Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работы учителя. 2. Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. 3.Систематическое проведение внеклассных мероприятий и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников. 4.Основное требование к организации преподавания математики - последовательность и преемственность в обучении, видение на всех его этапах основной цели. Этой целью является накопление специальных знаний, овладение приемами постановки и решения математических задач и на их базе развитие интеллекта учащихся, формирование у них культуры мышления, воспитание волевых качеств личности, умения преодолевать трудности, эстетическое развитие, базирующееся на способности оценить красоту научных построений и радости от обретения нового знания. Таким образом, работа с одаренными детьми своими специфическими средствами способствует решению целого комплекса гуманитарных задач и имеет большое значение в жизни общества. Нет сомнений, что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш как в науке, так и во многих науках. Учащиеся в школе должны относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни человеческого общества. Итак, если учитель знает зависимости между внешними условиями учебного процесса (характером упражнений, их последовательностью, организационными приемами) и внутренними процессами, протекающими в сознании учащихся (их вниманием, активностью, мыслительной деятельностью и т.д.) и владеет методикой их применения, то он может целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, их вниманием, процессами запоминания материала. А значит, он сможет выполнить первоочередную задачу-обеспечение уровня обязательной подготовки, что в свою очередь создает условия для максимального развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
Список использованной литературы:
1.Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136. 2.Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961 3.Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ