Цель: приобретение учениками новых знаний, не входящих в учебную программу Задачи: 1. Формировать позиции к разным явлениям окружающей действительности; 2. Развивать привычки обдумывать свою жизнь, поведение, свои поступки. Ход классного часа 1. Приветствие. -По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовёт на классный час «Урок России» и приглашает всех ребят в огромный загадочный мир – мир знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее. Теперь нас можно назвать учениками 4 класса. А как ещё? Кто догадается? (четвероклассники) -Конечно, наш класс – это СЕМЬЯ. -Дорогие ребята! Я от всей души поздравляю Вас с началом учебного года. Этот праздник для Вас одинаково грустный и веселый. Грустный, потому что закончилось лето и наступила осень, а веселый, потому что мы опять с вами вместе. Я думаю, что в нашем классе есть ребята, которые хоть чуть-чуть соскучились друг по другу. И, конечно же, это я! 2. Введение в тему -Сегодня у всех ребят нашей страны, по указу президента, единая тема классного часа. А какая тема, вы отгадаете сами. -Белые облака, синяя вода, красный огонь. Что напоминают вам эти цвета? Назовите, одним словом. Это символы, символы чего? (наш Российский флаг) -Спасская башня, президент, Кремль, герб. Где это, в каком городе? -О чем мы сегодня будем говорить? (свободный ответ) Москва-столица нашей Родины. Как называется наша Родина. Россия-это большая Родина. Малая Родина, это то место, где вы родились (спрашиваю кто где родился). -Сейчас, в настоящем, Россия-это самая большая площадь территории, самая большая в мире площадь тундры, тайги, вечной мерзлоты, арктических земель. - Самая большая площадь лесов и чернозёмов (плодородных земель) - Россия занимает 1 место в мире по добыче нефти. - 1 место в мире по запасам питьевой воды и лесным ресурсам. - В атомной отрасли Россия считается мировым лидером по уровню научных и технических разработок. - Очень прочное положение Российская Федерация занимает в области освоения космического пространства. - И за всеми этими достижениями стоят люди разных профессий. Есть такая пословица: где родился, там и пригодился. - Сейчас мы с вами поиграем в игру. 3. Игра «Кто кем станет?» - Маленький человечек растет, развивается, становится гражданином своей страны; из маленького семечка вырастает прекрасное дерево, цветок. Но посмотрите: семечко следует поливать, человечку нужен уход, защита, развитие способностей, и только тогда он станет гражданином. В народе есть такое выражение: Человек должен посадить дерево и построить дом. Что под этим подразумевается? Конечно, и буквальное дерево. Каждый из нас должен заботиться о природе. Должен её любить и сохранять. Но есть ещё и другое значение "посадить дерево". Это дать возможность новому поколению вырасти и стать новым деревом жизни, Древом Жизни. Ваши прабабушка и прадедушка — корни, ваши дедушки и бабушки — ствол, ваши родители — ветви, а вы — листья. Но, каждая ветка и веточка, каждый листик должны внести свой вклад в лучшее продолжение жизни. Как же это сделать? - Сегодня я предлагаю вам посадить дерево нашего с вами будущего. –А кем вы будете, кем вы мечтаете стать? На доске вы видите разные профессии. Подумайте и наклейте наклейку туда, кем вы хотите стать (раздаю наклейки, дети наклеивают). -Давайте посмотрим, что у нас получилось, какие профессии вы выбрали. -Что нужно делать, чтобы ваши мечты осуществились? (свободный ответ) -Сегодня вы - ученики, завтра вы - врачи, музыканты, программисты, учителя, военные, инженеры. - Именно вам жить в стране будущего. Вы- основа нашего государства. -Я попросила ребят пофантазировать и помечтать, как это будет. 4. Разминка. Кричалка с флажками «Я живу в России» - А сейчас проверим вашу внимательность с помощью флажков. Когда я подниму белый флажок. Вы дружно скажите: «Я», синий – «ЖИВУ», красный – «В РОССИИ» 5. Изготовление плаката «Я живу в России» - Вырежьте солнышко, лучики из цветной бумаги, а голубей и буквы из белой бумаги. Раскрасьте буквы в цвета российского флага, на голубях напишите ваши пожелания мира, добра и процветания родителям, близким, одноклассниками соседям. 6. Представление работы. 7. Итог занятия. -Все в ваших руках! Какой будет наша планета, Россия, школа и мы с вами, чем мы сможем помочь нашей стране? - Вы -это будущее России! Я желаю вам хорошо учиться и стать хорошими людьми. К новым свершениям, новым победам и новым знаниям! В добрый путь, ребята! В вечный поиск истины, добра и красоты! Чтобы явью стали в вашей жизни самые заветные мечты! Литература: 1. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся - М.: Просвещение, 2005. - 32 с. 2. Чутко Н. Я. «Методические пояснения к курсу "Я - гражданин России": (мое настоящее и далекое прошлое): 4 кл. / Н. Я. Чутко, Т. Е. Соколова. - Самара: Учеб.лит: Изд. дом Федоров, 2005. - 59 с.