Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Антонова Г.В. Знакомство детей с родным городом

Библиографическое описание:

Антонова Г.В. Знакомство детей с родным городом // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот…

Именно со двора, с улицы, на которой живёте, начинается знакомство ребёнка с родным городом.

Мы с вами живем в одном из самых красивых городов мира – Санкт-Петербурге. Нашим детям повезло родиться в этом замечательном городе – культурной столице России. Петербуржцы всегда отличались высоким уровнем культуры и доброжелательности. Мы должны помочь детям стать достойными гражданами родного города – добрыми, воспитанными, внимательными к другим людям.

Дошкольное детство – время становления личности. Именно в этот период возникает интерес и уважение к своей стране, к своему городу. Чувство патриотизма и любовь к Родине не возникнут сами по себе, они формируются постепенно, с раннего детства. Именно мы, взрослые, прививаем любовь к Родине и к родному городу.

Маленький ребенок еще не может запомнить много названий. Знакомство с городом можно начать с малого. Ребенку можно сказать название улицы и почему она так названа. Рассказать и показать ребенку, что есть на вашей улицы – магазины, аптеки, детские сады, школы, парки, стадионы.

Когда ребенок становится старше, лет с 5, уже можно нарисовать с ним карту – безопасный маршрут от дома до детского сада, например. Если ребенок не посещает детский сад, то выбрать место, где часто бываете и нарисовать маршрут туда. Объяснить ребёнку, почему именно такой маршрут безопасный. Рисуя такую карту, ребенка знакомят с названиями соседних улиц, достопримечательностями, если они есть. При прокладывании безопасного маршрута ребенку напоминают правила дорожного движения.

Вечером пятницы можно составить маршрут «выходного дня» - вместе с ребенком выбрать, куда бы он хотел сходить в вашем районе, что посмотреть. Обязательно прочитайте информацию, которая может понадобится для знакомства с данным кусочком района. Можно оформить с ребенком карту района и отмечать на ней, где уже были.

Начиная с 6 лет, ребенка можно начинать знакомить с достопримечательностями города. Начните с самых известных – Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, дворцовая площадь и Эрмитаж, Медный всадник и стрелка Васильевского острова.

Перед тем, как ехать смотреть достопримечательности вживую – рассмотрите с ребенком фотографии. Расскажите немного о той достопримечательности, которую собираетесь ехать смотреть. На экскурсии обязательно делайте побольше фотографий. Приехав домой сделайте фотоальбом об экскурсии. Обязательно возвращайтесь к альбому, рассматривайте с ребенком фотографии, чтобы он запомнил название и историю данной достопримечательности.

Познакомив ребенка с основными достопримечательностями города, можно вместе с ним искать интересные места и памятники, знакомить ребенка с исторической частью города, его архитектурой.

Так же очень интересно будет с ребенком искать петербургских «зверей». В городе очень много скульптур – львов, саламандр, грифонов, коней. В Санкт-Петербурге очень много красивых фонарей. Их можно рассмотреть на фото, посетить, нарисовать, слепить.

Гуляя по городу, обратите внимание на решётки вокруг садов, парков, дворцов. Рассмотрите узоры, найдите отличия. Дома можно рассмотреть фотографии различных решеток Петербурга, зарисовать их.

Нашему городу и его достопримечательностям посвящено много стихотворений. Постарайтесь с ребенком прочитать и выучить самые известные. Перед посещением Летнего сада обязательно прочитайте ребенку несколько басен Крылова и затем покажите памятник, чтобы ребенок нашел героев тех басен, которые вы ему прочитали.

Можно с ребенком пройти маршрутом героя Чуковского из сказки «Мойдодыр» и человека рассеянного из стихотворения С.Маршака. Прочитайте ребенку сказку Чуковского «Крокодил» и стихотворение Маршака «Почта». Спросите, в каком городе происходило действие?

Пересекаются улицы города друг с другом, образуя «клеточки» - кварталы. В каждом квартале много разных домов. Выберете с ребенком сначала свой квартал. Рассмотрите на карте, изучите улицы и дома, гуляя. Обратите внимание ребенка на отличия домов. Чем отличаются жилые дома от общественных? Зачем нужна поликлиника и детский сад? Из чего состоит дом? У каждого дома есть ноги – фундамент, лицо – фасад, лоб – фронтон, глаза – окна.

Главное, что надо помнить – знакомство с городом должно быть систематическим и последовательным. В подготовительной группе, т.е. к 7 годам, ребенка можно познакомить с особенностями архитектуры разных зданий, с названиями декора (например, чем пилястра отличается от колонны), познакомить с творениями известных архитекторов и разными стилями архитектуры.

Для того, чтобы ребенку было легче и интереснее знакомится с информацией, можно использовать различные игры и задания. Самая распространенная игра – Мемо. Эта игра не только знакомит ребенка с достопримечательностями города, но и развивает его память. Так же можно использовать загадки, викторины, ребусы, кроссворды.

Не забывайте, что ребенка надо знакомить и с историей города. Кто его основал и зачем. Какая постройка была самой первой? Сколько островов в Санкт-Петербурге? Какие реки и куда впадают? Почему на Васильевском острове не улицы, а линии? У каждого города есть герб. Почему на гербе Санкт-Петербурга два якоря? Что такое наводнение и почему в Петербурге так часто были наводнения? Что сделано в городе, чтобы наводнений больше не было? Обязательно найдите и покажите ребенку отметку на пересечении 1-й линии и Большого проспекта Васильевского острова о самом памятном наводнении Петербурга.

Рассказывая об истории Санкт-Петербурга, не забудьте о Великой отечественной войне и блокаде Ленинграда. Посетите памятники и музеи, посвященные победе над фашистами, возложите цветы.

Придумайте и нарисуйте с ребенком герб вашей семьи. Составьте вместе с ребенком генеалогическое дерево. Но не простое, а с названиями мест, где жили ваши родные. Так ребенок расширит свои представления о родной стране.

Надеюсь, что вместе с ребенком и вы узнаете много нового и интересного о городе, в котором живете.

Библиографический список

1. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб: АО «Норинт», 1996. 192 с.

2. Кравченко Т.Ю. Путеводитель для детей Санкт-Петербург. М.: Издательство АСТ, 2019. 159 с.

3. Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 304 с.
2023