Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Тоцких А.С., Макарова В.А. Профилактика девиантного поведения подростков, проживающих в социальных центрах

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются такие понятия как «девиация», «девиантное поведение», « профилактика девиантного поведения».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: девиантное поведение, девиации, профилактика, откланения,психолого-пелагогическая помощь.
На ряду с тем, что в настоящее время детей с девиантным поведением в нашей стране становиться все больше и больше, социальным педагогам необходимо проводить профилактические работы с семьями, особенное внимание, уделяя семьям, попадающим в группу риска (многодетные семьи, не полные, малоимущие, приемные семьи).
Проблема девиантного поведения в настоящее время считается одной их острейших социально-психологических проблем российского общества, решение которой связывается с вопросами государственной безопасности.
Решение вопроса «девиантного поведения» в России находится на первых местах среди проблем российского общества. Ученые по-своему понимают понятия девиация, девиантное поведение.
Основная проблема девиантного поведения заключается в дизгармоничности личности и общества.
Разные авторы в своих работах дают неоднозначное определение понятиям «девиация», «девиантное поведение». В данной статье представлены некоторые из них.
Р. С. Немов определяет понятие «девиация»: девиация (deviance – англ.) как любое психическое явление, которое заметно отклоняется от нормального хода течения, от принятых в обществе норм и стандартов. Чаще всего о девианции говорят тогда, когда нарушаются какие-либо моральные или этические нормы поведения[4, C.387].
В.Д. Менделевич же отмечает что, девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм [3, C.128].
А.Д Гонеев определяет девиантное поведение (от лат. Deviatio - отклонение) как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам [6, С.173].
С.А.Беличева в своих работах девиантным поведением называет «поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа» [1, С. 112].
А. Я. Гилинский определяет девиантное поведение (deviant behavior) – как поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям. При этом под «официально установленными» понимаются формальные, правовые нормы, а под фактически сложившимися – нормы морали, обычаи, традиции [5, C.79].
Петрусевич Д. Ф. опираясь на работы Ковалева В. В. определяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» и выделяет несколько основных его вариантов: уклонение от учебной и трудовой деятельности; антиобщественные действия насильственного, корыстного и сексуального характера; злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ; бродяжничество и азартные игры [8, с. 195].
Каждый автор по-своему определяет девиантное поведение. В настоящее время огромное количество определений дает возможность более подробно изучить проблему девиантного поведения детей.
Изучив различные определения понятия «девиантное поведение» можно сделать вывод, что все авторы вне зависимости от времени изучения проблемы девиантного поведения определяют его как, отклонения от общепринятых норм и правил.
Девиантное поведение может иметь разнообразные структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или выражаться в единственной форме, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.
Профилактика девиантного поведения является важнейшей задачей современного общества. Вместе с тем, разработка и внедрение первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков затрудняется некоторыми обстоятельствами, среди которых можно выделить следующие:
·     к кому относится реализация программ по профилактике девиантного поведения;
·     также остается неясным, какие специалисты - психологи, педагоги, врачи – должны проводить профилактические работы;
·     отсутствие научного подкрепления программ первичной профилактики девиантного поведения;
·     до сих пор в медицине, психологии, педагогике отсутствует системный подход в понимании сущности различных девиаций как явления.
Психолого-педагогическая помощь имеет два основных направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику [2, С.5]
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Вторичная профилактика - это раннее выявление и реабилитация первичных отклонений, и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика направлена на предупреждение, рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. [7, С.85]
При реализации программ по первичной, вторичной и третичной формах профилактики решаются следующие основные задачи:
·     развитие у несовершеннолетних социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);
·     становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и групповому давлению);
·     предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля).
Эффективная профилактика должна включать в себя комплекс разнонаправленных программ, которые, сочетаясь в социально-педагогическом процессе, позволят решать самые разнообразные проблемы в условиях образовательных учреждений. Одним из важнейших условий реализации этих программ должна быть тонкая дифференциация детей в группы для организации профилактической работы, а также наличие в учреждении службы сопровождения, включающей необходимое количество специалистов.
Список литературы:
1.       Беличева С.А. Основы превентивной психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.А. Беличева. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России".- 1994.- с. 221
2.       Березин С. В., Лисецкий К. С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] монография / С. В. Березин, К. С. Лисецкий.- М.: Из-во института Психотерапии.- 2001.- с.185
3.       Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] учебн. Пособ / В.Д. Менделевич.- М.: медпресс.- 2001.- с. 432
4.       Немов Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.-2007.- с. 560
5.       Гилинский Я. И., Афанасьев, В. Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Электронный ресурс] / А. Я. Гилинский, В. Г. Афанасьев.- Спб.: Питер.- 1993.- с. 272.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36716.html (дата обращения: 10.02.2019)
6.       Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Электронный ресурс] учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – с. 280.- Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0269/1-0269-1.shtml (дата обращения: 10.02.2019)
7.       Карпушкина Е. А. Профилактика девиантного поведения детей и подростков [Электронный ресурс] / Е. А. Карпушкина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.- 2010.- № 20.- с. 84-90.- Режим дступа: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 10.02.2019)
8.       Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / Д. Ф. Петрусевич // Вестник государственного педагогического университета.- 2011.- № 7.- с. 195-197.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 10.02.2019)
9.       Свинцицкая Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе [Электронный ресурс] / Т. А. Свинцицкая // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1224-1226. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19250/ (дата обращения: 10.02.2019).
2019