Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Одним из таких средств являются логические блоки Дьенеша, которые широко используются во всем мире. Именно игры с логическими блоками Дьенеша способствуют общему интеллектуальному развитию и позволяют детям дошкольного возраста овладеть элементарными математическими навыками, развить у детей мыслительные способности, логику, умение обобщать, делать простейшие выводы.
Автор данного пособия Золтан Дьенеш – венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
В играх с блоками дети учатся классифицированию, обобщению, абстрагированию, кодированию и декодированию информации. Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, осваивать представление о числах, геометрических фигурах, пространственной ориентировке.
Что же представляет собой этот материал?
Логический материал представляет собой набор из 48 цветных блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – имеются круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – используется только 3 цвета красные, желтые, синие;
3. размером – есть большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками.
Блоки Дьенеша можно использовать как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, сенсорике и конструированию, так и вне занятий, в предметной среде, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
На занятиях ФЭМП с помощью блоков Дьенеша можно изучать количественный и порядковый счет, геометрические фигуры, сравнивать предметы по размеру, толщине, цвету, учить ориентироваться в пространстве.
Например, при использовании таких игр, как «Сосчитай фигуры» (педагог раскладывает фигуры и предлагает детям сосчитать); «Какая фигура по счету?» (педагог раскладывает фигуры и предлагает назвать первую, вторую.. фигуры) можно изучать количественный и порядковый счет; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару» и т.п. позволяют ребенку закрепить знания о геометрических фигурах.
На занятиях по сенсорному развитию можно использовать игры по группировке предметов по одному или несколько признаков (такие игры, как «Художники», «Поймай рыбку», «Игра с одним (двумя) обручами», «Угощение для медвежат» и т.п.)
Интересно играть с блоками Дьенеша и на занятиях по конструированию. Детям предлагается создать постройку из блоков Дьенеша либо по образцу воспитателя, либо по замыслу, таким образом у детей развиваются не только конструктивные способности, но и творческие.
Блоки Дьенеша можно использовать и в подвижных играх. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Логические блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим занятие по физическому развитию, благодаря им решаются две большие задачи:
-развивать двигательную активность детей,
-развивать математические способности детей.
Организовать подвижную игру можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами. Блоки используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек. Предлагаю в пример следующие игры:
Игра «Соберем грибочки». Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький. Описание: на ковре – 3обруча, в одном обруче размещаются все блоки (грибочки, нужно собрать в один обруч все маленькие (грибочки, в другой все большие.
Игра «Помоги друзьям»: дети делятся на 3 команды, на ковре 4 обруча, в одном размещаются все блоки, на другом конце зала 3 обруча красного, синего и желтого цвета, нужно взять один блок и поместить в обруч соответствующего цвета.
Игра «Лошадки»: дети выбирают себе блок, затем воспитатель предлагает встать парами так, чтобы в паре были одинаковые фигуры по цвету и форме, но разные по величине (например: большой и маленький красные квадраты, тот у кого большая фигура становится лошадкой, у кого маленькая-наездником, наездники запрягают лошадок. По сигналу воспитателя, лошадки начинают передвигаться в разных направлениях, но так чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время дети меняются фигурами и ролями.
Аналогичная игра «Найди себе пару»: дети выбирают блоки по желанию, по сигналу воспитателя бегают по всему залу. По команде «Найди себе пару» ищут товарища с такой же фигурой, как у него и встают парами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, при необходимости, помогает детям найти свою пару, дети называют признаки своих фигур. Через некоторое время воспитатель предлагает детям выбрать новые фигуры и снова найти свою пару.
Развитием математических способностей детей посредством блоков Дьенеша занимаюсь и через дополнительную образовательную деятельность. Я являюсь руководителем кружка по познавательному развитию во второй младшей группе «Магические блоки». Основные задачи «Магических блоков»:
1. Знакомить детей с основными геометрическими фигурами, учить различать их по цвету, форме, величине.
2. Дать детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
3. Развивать у детей логическое мышление, комбинаторику, аналитические способности, формировать начальные навыки для умения решать логические задачи; аргументировать свои утверждения.
Кружковая работа строится на игровых упражнениях, занятие проходит один раз в неделю, длительность 15 минут.
На первых занятиях дети учатся классифицировать предметы по одному признаку, потом по двум (трем) признакам, далее в работу вводятся карточки помощники. На последних этапах кружковой деятельности используются карточки с отрицанием. Я, как руководитель кружка, стараюсь уделить внимание и индивидуальной работе с детьми, учитывая их особенности. В процессе занятий в кружке выработалось умение доводить начатое дело до конца.
Использую для приготовления игр следующую литературу:
1) пособие под редакцией Столяр А. А. «Давайте вместе поиграем»;
2) Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша»
3) З.А. Михайлова, Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизнера».
Некоторые игры придумывала сама и к ним разные варианты игр.
С блоками возможны разные игры. Начинать необходимо с младшего возраста, простые игры «Найди по цвету», «Найди домики». Игра «Цепочка, или бусы», где ребёнок выполняет задания по предложенному образцу. Собирает бусы, из геометрических фигур. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В комплекте с наборами предложены альбомы. Дети самостоятельно берут альбомы и выкладывают животных и различные предметы. Наборы и альбомы находятся в свободном доступе в уголке конструирования. Используя блоки Дьенеша, формируется устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать. В работе с блоками на занятиях по ФЭМП предоставляется возможность по-разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Педагог может использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым. Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников.
Повышаю компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей. Знакомлю родителей с логическими блоками и стараюсь научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. С этой целью проводились такие консультации, как «Что такое блоки Дьенеша», «Игры с блоками Дьенеша», «Как развивать у ребенка логическое мышление?», мастер-класс для родителей «Как играть в логические блоки Дьенеша».
Методики Дьенеша помогли мне добиться поставленных целей. Дети решают логические задачи; умеют выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Овладели умениями анализировать, оценивать самостоятельно свои действия и знания.
Библиографический список
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; под ред. А. А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. Просвещение, 1988. – 144 с.
3. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5—6 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 272 с.
4. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизнера. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 128с.