Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Антипова О.Б., Зайцева Т.С., «Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»


Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Тенденция современного общества порождает потребность в исследовании педагогических условий формирования умений межличностного общения у детей старшего возраста.
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой. В ней у ребенка начинают складываться первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
Действия и поступки детей в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей и развития коммуникационных умений обусловлена тем, что их отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, коммуникационное отношение к ним, разговаривая соблюдать этикет, слушать партнера. В связи с этим, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников, а именно развитие коммуникационных умений у детей дошкольного возраста.
Исходя из всего вышесказанного мы определили проблему: какие условия, а именно, какие способы и пути формирования коммуникационных умений наиболее успешно способствуют развитию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель: изучить особенности формирования коммуникационных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы развития коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести исследования форм общения детей со сверстниками в игре.
3. Обобщить полученные данные и составить рекомендации для родителей и педагогов.
4. Составить перспективный план театрализованной деятельности.
5. Разработать цикл занятий, сделать подбор игр драматизаций и упражнений.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
а) анализ психолого-педагогической литературы;
б) опытно-экспериментальные, диагностические;
в) количественная и качественная обработка данных.
Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующаяся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказывать одобрение хорошего поведения товарища. Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия.
Коммуникационное общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве:
1. Коммуникационной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
2. Взаимодействия общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
3. Восприятия общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникационную (передача информации, интерактивную (взаимодействие) и персептивную (взаимовосприятие).
Театрализованная деятельность выступает как одно из средств развития коммуникационных умений детей старшего дошкольного возраста.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители. Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Она является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.
Библиографический список:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология - М., 1997. - 406.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1997. - 210.
3. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -1998. -N 6. - C. 86-89
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2003.-192 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 1966. -№ 6. - С. 62--76.

2022