НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Артемьева С.В. Мастерство в детской ладошке

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Ребёнка надо творчески развивать с самого раннего возраста. Стержнем всего является активность и желание ребёнка творить руками. Для этого у нас в ДОУ созданы все условия – предметная среда, где ребёнок может воплотить все свои творческие желания в жизнь. Но одной хорошо наполненной среды мало!
Во – первых, нужен рядом творческий педагог – наставник, который своим желанием, а главное творческим подходом и настроем поведёт ребёнка за собой.
Во – вторых, это помощь родителей в организации и пополнении среды. Без них не возможно было бы так расширить, разнообразить и увеличить её нужными материалами.
Творческий педагог – креативные дети! Педагог должен быть открытым к новшествам, владеть современными образовательными технологиями и эффективно взаимодействовать с семьями воспитанников. Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.
Все мы знаем замечательные слова Сухомлинского В.А., он говорил, что в каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта, так вот имя этой птицы – творчество. Чем раньше разбудить в ребёнке эту птицу, тем раньше он научиться видеть всю красоту окружающего мира, а также он станет эмоционально ярче и чище.
Талантливых детей в детском саду много. И когда, если не сейчас, учить их мыслить творчески и нестандартно. Когда мы видим перед собой ребёнка, мы не можем знать кем он будет, что ему в жизни точно пригодится, а что нет. Но я знаю только одно, что если с ребёнком заниматься, учить его творить, мечтать, давать ошибаться и не ругать за это, поддерживать во всех начинаниях, то тогда он вырастит творческим нестандартно мыслящим человеком, который нужен нашей современной России.
Так как я люблю заниматься бисероплетением и плетением мандалы, то всегда хотела научить этому детей и сотрудников.
Основной целью для воспитания творческого ребёнка являются специально созданные условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирования его позитивных качеств.
Моя задача, как педагога, заключается прежде всего в том, чтобы развивать у ребёнка потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации всех своих дарований и способностей.
Не зависимо от вида деятельности, бисероплетение это или плетение мандалы, нахожу доступный для детей материал в интернете, в книгах, журналах, показываю презентацию, рассказываю о технике, откуда она к нам пришла, чем интересна, кто из известных людей увлекался или увлекается таким творчеством. В итоге, каждый вид нашей совместной творческой деятельности вытекает в проект.
В последствие, дети, которые увлечённо начинают, например, плести из бисера, то подключается к этому процессу вся семья. Что очень важно! Так происходит успешное взаимодействие с семьёй.
Всегда есть дети, у которых сразу «загораются» глазки, и они тут же хотят сделать что-то своё неповторимое. А есть детки, которые с осторожностью и даже недоверием относятся к материалам и изделию, которые я демонстрирую. Таких детей видно сразу, они стараются отойти, делая вид, что им это не интересно. Однако, когда я их потом спрашивала, выяснялось, что они просто не верят в свои силы. Говорят, что так они точно не сделают. Я таких детей стараюсь убеждать в том, что не надо сделать именно так, надо сделать так, как ты это видишь и если что, то я тебе помогу, подскажу, посоветую. Ещё я сделала вывод, что таким детям нужен индивидуальный подход, относится к такому ребёнку и его творчеству нужно с пониманием и терпением. Говорить с ним ласково, поддерживать его в стремлении что – то создать. Вот такие дети неуверенные в себе, хуже развиваются. А дети, уверенные в себе, чувствующие поддержку и уважение родителей, быстро развиваются и обязательно начинают чем – то увлекаться.
Мы знаем, что у детей творческие способности складываются постепенно, происходит это в несколько стадий развития.
Первая стадия (наглядно – действенная) в 5 – 7 лет, как раз когда ребёнок посещает дошкольное учреждение. Это когда ребёнок видит предмет (объект), который демонстрирует педагог, например, инопланетянина из бисера. И у ребёнка в голове появляются уже новые фантастические образы и объекты с разнообразными деталями, например, инопланетянин не с двумя руками, а с четырьмя, не с двумя глазами, а с одним и так далее.
Так происходит всегда! Нет у нас одинаковых снеговиков, сплетенных из бисера, потому что каждый ребёнок старается сделать его особенным и не похожим на образец на картинке. Ребёнок всегда внесёт что – то новое, изменив цвет, размер или фактуру.
Я в таком случае всегда говорю и хвалю ребёнка: «Какой у тебя получился оригинальный снеговик, инопланетянин, пингвин, цыплёнок, кот и так далее!»
На таких совместных творческих занятиях, кроме пальчиковых игр и упражнений, зарядки для глазок, кинезиологических упражнений, физкультминуток, ещё в перерывах я провожу творческие минутки:
- Найди на картинке различия
- Угадай предмет по описанию
- Расположи предмет в порядке уменьшения и возрастания
-Назови действия противоположные друг другу
- Узнай предмет по тени
Сейчас хочу подробнее остановиться на двух творческих проектах: «Изготовление изделий из бисера «Игрушки на ладошке» и «Волшебная мандала».
Бисероплетение - самый доступный вид рукоделия. Работы получаются разнообразные, неповторимые и креативные. Начиная работать с бисером, невозможно остановиться, не доделав работу до конца! Поэтому бисероплетение манит не только взрослых, но и детей.
Творческий проект «Изготовление изделий из бисера « Игрушки на ладошке».
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы
Продолжительность проекта: 2 года
Подбор познавательной, методической литературы.
Цель проекта: –Изготовление изделий из бисера(мелких бусинок), так как это отличное средство для развития мелкой моторики и творческого мышления.
Практическая цель проекта:
- уметь применять полученные знания о технике бисероплетения при изготовлении маленьких игрушек, брелоков, картин;
- развивать художественные способности, проявлять творческую инициативу.
Задачи проекта:
Образовательная: изучение технологии бисероплетения;
Развивающая: развитие мелкой моторики, художественных и исследовательских способностей, творческих и креативных идей.
Воспитательная: формирование художественной культуры; воспитание усидчивости и аккуратности, трудолюбия, гордости за свою выполненную работу.
Материал и инструменты:
Основной материал - Бисер
Дополнительные материалы –Бусины, пайетки
Вспомогательные материалы – Проволока, ёмкости для хранения бисера
Необходимые инструменты - ножницы, схемы
Плетение проволокой
Виды плетения: 1)Параллельное плетение.2)Округлые и остроконечные лепестки и листья
Техника низания
Низание- простейший процесс работы с бисером.
Виды низания:1)Простые цепочки 2)Многорядные цепочки 3)Плоское плетение игрушек
Подготовительный этап
1)Подбор научной и методической литературы.2)Работа с родителями (нахождение в интернете картинок – схем плоских игрушек и создание книги « Игрушки из бисера»)
Основной этап
-Беседы на тему «Что такое бисер и что из него можно плести?» «История бисероплетения»
-Просмотр презентаций для детей «История бисера»
Творческая мастерская
-Декорирование маленьких пузырьков бисером (разноцветными слоями)
-Плетение изделий из бисера в подарок на праздники (цветы, цепочки, колечки, серёжки мамам, бабушкам, браслеты папам, дедушкам)
-Плетение плоских игрушек для театрализации («Три медведя», «Кот в сапогах»)
-Плоскостное декорирование пластилина бисером («Звёздное небо», «Цветочная поляна»)
-Изготовление новогодних игрушек на нашу ёлочку в группу.
Заключительный этап
-Выводы
-Презентация
-Выставки игрушек по темам «Новый год», «День Космонавтики», «8 марта»
-Изготовление игрушек для театрализации
Выводы
Дети плетут из бисера и бусин с огромным желанием и удовольствием, плетут все. Нет ни одного ребёнка, который бы не сплёл хотя бы одну игрушку. Разнообразные цепочки, серёжки, колечки, браслеты, плетут мои дети для себя или в подарок для своих любимых мам и бабушек, ракеты и брелоки для пап и дедушек. Плоские фигурки животных, насекомых и людей для театрализации.
Всё это завораживает своим волшебством. Дети не только любят играть с игрушками, которые они сделали с любовью, но ещё и создают картины приуроченные к праздникам «Фантастический космос», «Бабочки и стрекозы», «Новый год у ворот», «Цветы для мамы»и так далее.
Работа с бисером просто не отпускает моих деток домой, у них одно желание сделать работу сегодня, сейчас и только потом пойти счастливыми домой. Изделия из бисера, которые плели дети были отправлены на Всероссийские и Международные творческие конкурсы, где становились победителями. И мы не остановимся на достигнутом. Будем создавать, творить, наслаждаясь каждой минутой, проведенной за любимым делом!
Любой человек может научиться делать что-то потрясающее, если его ведет вдохновение. Лучшей похвалой для нас станут слова: « Потрясающе! Да как же это делается?» Главное – набраться терпения, и тогда результат превзойдет все ожидания!
Последнее на сегодняшний день наше увлечение – это плетение мандалы (ударение на первый слог) на зубочистках и шпажках. Занятие это очень увлекательное, а сам процесс успокаивает. Изделия получаются красочные и у всех разные, нет ни одной одинаковой.
Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и инновационных педагогических технологий, что вызвано необходимостью реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Сегодня многие педагоги для всестороннего развития творческих детей используют разные техники. Я тоже решила познакомить своих детей и родителей с техникой плетения мандалы.
Мандала – это санскритское слово, означающее круг, колесо, диск. Мандалами украшают интерьер, используют в быту, делают украшения (серьги, кулоны, подвески). Подвески можно носить традиционно на шее или использовать как оберег в автомобиле.
Работа с мандалами является одним из способов развития творческих способностей у детей. Мандала имеет большую психотерапевтическую ценность, которую открыл Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр.
Плетение мандалы благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка и позволяет развивать у него саморегуляцию. Для детей это прекрасное занятие – здесь и концентрация внимания, и развитие мелкой моторики, и работа с цветом, а также творчество и радость от самого процесса.
Неторопливое круговое плетение, наполнит гармонией цвета и теплом нитей, переплетая между детскими пальчиками, плетётся особый, неповторимый волшебный узор.
Начинали мы с детьми плести четырёхлучевую мандалу – оберег на зубочистках, кто освоил это плетение, быстро переходили на шпажки. Так же был проведён мастер – класс для родителей вместе с детьми. Результат был потрясающим! Детей было не остановить, они плели одну мандалу за другой. Взрослые тоже не отставали и сплели не только четырёхлучевую, но и восьмилучевую мандалу.
Всё это буйство цвета, неуёмной энергии вылилось в творческий проект «Волшебная мандала».
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Продолжительность проекта: 2 месяца
Цель проекта:
- Познакомить детей с новым творческим процессом – плетение мандалы.
Задачи проекта:
-Научить основному плетению мандалы на зубочистках и шпажках.
-Развивать мелкую моторику пальцев.
-Развивать усидчивость, воображение, фантазию, творческие способности.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Актуальность проекта: Снизить агрессивность, тревожность, импульсивность, раздрожительность у некоторых детей в группе и оказать благоприятное эмоциональное состояние путём плетения волшебной мандалы.
Этапы проекта:
Вводный
-Подбор методической и научной литературы
-Помощь родителей в приобретении ниток, зубочисток, шпажек, в оформлении выставок, фотоальбомов.
Основной этап
-Беседа с детьми «Что такое мандала?» «История плетения мандалы»
-Показ видеопрезентации «Плетение мандалы»
Творческая мастерская:
-Плетение мандалы четырёхлучевой и восьмилучевой на зубочистках
-Раскрашивание детской мандалы (раскраски)
-Рисование своей мандалы
-Аппликация, создание мандалы из засушенных цветов, листьев.
-Создание мандалы из соли (Соль предварительно окрашивалась цветными мелками)
-Рисование по трафаретам
-Выкладывание мандалы из разноцветных стеклянных камешков, шишек, цветных карандашей, ватных палочек, счётных палочек, из цифр, из букв, из макаронных изделий, из синельной проволоки и так далее.
-Создание коллективной мандалы
-Мандалы из отпечатков фруктов и овощей, бросового материала.
-Мандалы из пластилина, из конфет, фантиков, обрывной бумаги.
Заключительный
-Вывод
-Презентация «Волшебная мандала»
-Выставка детских мандал на зубочистках и взрослых мандал на шпажках
-Выставка коллективных мандал
-Создание книг – раскрасок, фотоальбомов с мандалами.
Вывод. Плетение мандалы полезно тем, что оно развивает мелкую моторику пальцев рук, также благотворно влияет на мозговую деятельность, развивает усидчивость, раскрывает творческий потенциал. Заниматься мандалами оказалось очень заразительно! Идем с детьми на прогулку и уже глазами собираем узоры из камешков, листиков, палочек. Да и родители говорили, что когда начинают готовить кушать, то из продуктов чудятся замысловатые узоры волшебной мандалы. Мне самой очень нравится эта техника плетения, так как здесь и элементы цветотерапии, и отдыха, и создания индивидуальных и креативных вещей.
Ещё Гете говорил, что цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость.
А в итоге, никогда не знаешь какая получится мандала, вот это и завораживает!
Таким образом, работа по развитию творческих способностей в процессе бисероплетения и плетения мандалы способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности. Дети учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется активный словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика пальцев рук. Ребята узнали о новых творческих процессах. Привлекли родителей к работе по развитию творческих способностей, что способствовало повышению их педагогической компетенции в области воспитания и взаимодействия с детьми.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребёнку возможность осознать свою способность к творчеству!
Список используемой литературы:
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» М., 1981
Фриман Дж. «Как развить талант ребёнка от рождения» М., 1996
Лук А.Н. «Учить мыслить творчески» М., 1970
Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника» М., 1986
2018