Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf
Ребёнка надо творчески развивать с самого раннего возраста. Стержнем всего является активность и желание ребёнка творить руками. Для этого у нас в ДОУ созданы все условия – предметная среда, где ребёнок может воплотить все свои творческие желания в жизнь. Но одной хорошо наполненной среды мало!
Во – первых, нужен рядом творческий педагог – наставник, который своим желанием, а главное творческим подходом и настроем поведёт ребёнка за собой.
Во – вторых, это помощь родителей в организации и пополнении среды. Без них не возможно было бы так расширить, разнообразить и увеличить её нужными материалами.
Творческий педагог – креативные дети! Педагог должен быть открытым к новшествам, владеть современными образовательными технологиями и эффективно взаимодействовать с семьями воспитанников. Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.
Все мы знаем замечательные слова Сухомлинского В.А., он говорил, что в каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта, так вот имя этой птицы – творчество. Чем раньше разбудить в ребёнке эту птицу, тем раньше он научиться видеть всю красоту окружающего мира, а также он станет эмоционально ярче и чище.
Талантливых детей в детском саду много. И когда, если не сейчас, учить их мыслить творчески и нестандартно. Когда мы видим перед собой ребёнка, мы не можем знать кем он будет, что ему в жизни точно пригодится, а что нет. Но я знаю только одно, что если с ребёнком заниматься, учить его творить, мечтать, давать ошибаться и не ругать за это, поддерживать во всех начинаниях, то тогда он вырастит творческим нестандартно мыслящим человеком, который нужен нашей современной России.
Так как я люблю заниматься бисероплетением и плетением мандалы, то всегда хотела научить этому детей и сотрудников.
Основной целью для воспитания творческого ребёнка являются специально созданные условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирования его позитивных качеств.
Моя задача, как педагога, заключается прежде всего в том, чтобы развивать у ребёнка потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации всех своих дарований и способностей.
Не зависимо от вида деятельности, бисероплетение это или плетение мандалы, нахожу доступный для детей материал в интернете, в книгах, журналах, показываю презентацию, рассказываю о технике, откуда она к нам пришла, чем интересна, кто из известных людей увлекался или увлекается таким творчеством. В итоге, каждый вид нашей совместной творческой деятельности вытекает в проект.
В последствие, дети, которые увлечённо начинают, например, плести из бисера, то подключается к этому процессу вся семья. Что очень важно! Так происходит успешное взаимодействие с семьёй.
Всегда есть дети, у которых сразу «загораются» глазки, и они тут же хотят сделать что-то своё неповторимое. А есть детки, которые с осторожностью и даже недоверием относятся к материалам и изделию, которые я демонстрирую. Таких детей видно сразу, они стараются отойти, делая вид, что им это не интересно. Однако, когда я их потом спрашивала, выяснялось, что они просто не верят в свои силы. Говорят, что так они точно не сделают. Я таких детей стараюсь убеждать в том, что не надо сделать именно так, надо сделать так, как ты это видишь и если что, то я тебе помогу, подскажу, посоветую. Ещё я сделала вывод, что таким детям нужен индивидуальный подход, относится к такому ребёнку и его творчеству нужно с пониманием и терпением. Говорить с ним ласково, поддерживать его в стремлении что – то создать. Вот такие дети неуверенные в себе, хуже развиваются. А дети, уверенные в себе, чувствующие поддержку и уважение родителей, быстро развиваются и обязательно начинают чем – то увлекаться.
Мы знаем, что у детей творческие способности складываются постепенно, происходит это в несколько стадий развития.
Первая стадия (наглядно – действенная) в 5 – 7 лет, как раз когда ребёнок посещает дошкольное учреждение. Это когда ребёнок видит предмет (объект), который демонстрирует педагог, например, инопланетянина из бисера. И у ребёнка в голове появляются уже новые фантастические образы и объекты с разнообразными деталями, например, инопланетянин не с двумя руками, а с четырьмя, не с двумя глазами, а с одним и так далее.
Так происходит всегда! Нет у нас одинаковых снеговиков, сплетенных из бисера, потому что каждый ребёнок старается сделать его особенным и не похожим на образец на картинке. Ребёнок всегда внесёт что – то новое, изменив цвет, размер или фактуру.
Я в таком случае всегда говорю и хвалю ребёнка: «Какой у тебя получился оригинальный снеговик, инопланетянин, пингвин, цыплёнок, кот и так далее!»
На таких совместных творческих занятиях, кроме пальчиковых игр и упражнений, зарядки для глазок, кинезиологических упражнений, физкультминуток, ещё в перерывах я провожу творческие минутки:
- Найди на картинке различия
- Угадай предмет по описанию
- Расположи предмет в порядке уменьшения и возрастания
-Назови действия противоположные друг другу
- Узнай предмет по тени
Сейчас хочу подробнее остановиться на двух творческих проектах: «Изготовление изделий из бисера «Игрушки на ладошке» и «Волшебная мандала».
Бисероплетение - самый доступный вид рукоделия. Работы получаются разнообразные, неповторимые и креативные. Начиная работать с бисером, невозможно остановиться, не доделав работу до конца! Поэтому бисероплетение манит не только взрослых, но и детей.
Творческий проект «Изготовление изделий из бисера « Игрушки на ладошке».
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы
Продолжительность проекта: 2 года
Подбор познавательной, методической литературы.
Цель проекта: –Изготовление изделий из бисера(мелких бусинок), так как это отличное средство для развития мелкой моторики и творческого мышления.
Практическая цель проекта:
- уметь применять полученные знания о технике бисероплетения при изготовлении маленьких игрушек, брелоков, картин;
- развивать художественные способности, проявлять творческую инициативу.
Задачи проекта:
Образовательная: изучение технологии бисероплетения;
Развивающая: развитие мелкой моторики, художественных и исследовательских способностей, творческих и креативных идей.
Воспитательная: формирование художественной культуры; воспитание усидчивости и аккуратности, трудолюбия, гордости за свою выполненную работу.
Материал и инструменты:
Основной материал - Бисер
Дополнительные материалы –Бусины, пайетки
Вспомогательные материалы – Проволока, ёмкости для хранения бисера
Необходимые инструменты - ножницы, схемы
Плетение проволокой
Виды плетения: 1)Параллельное плетение.2)Округлые и остроконечные лепестки и листья
Техника низания
Низание- простейший процесс работы с бисером.
Виды низания:1)Простые цепочки 2)Многорядные цепочки 3)Плоское плетение игрушек
Подготовительный этап
1)Подбор научной и методической литературы.2)Работа с родителями (нахождение в интернете картинок – схем плоских игрушек и создание книги « Игрушки из бисера»)
Основной этап
-Беседы на тему «Что такое бисер и что из него можно плести?» «История бисероплетения»
-Просмотр презентаций для детей «История бисера»
Творческая мастерская
-Декорирование маленьких пузырьков бисером (разноцветными слоями)
-Плетение изделий из бисера в подарок на праздники (цветы, цепочки, колечки, серёжки мамам, бабушкам, браслеты папам, дедушкам)
-Плетение плоских игрушек для театрализации («Три медведя», «Кот в сапогах»)
-Плоскостное декорирование пластилина бисером («Звёздное небо», «Цветочная поляна»)
-Изготовление новогодних игрушек на нашу ёлочку в группу.
Заключительный этап
-Выводы
-Презентация
-Выставки игрушек по темам «Новый год», «День Космонавтики», «8 марта»
-Изготовление игрушек для театрализации
Выводы
Дети плетут из бисера и бусин с огромным желанием и удовольствием, плетут все. Нет ни одного ребёнка, который бы не сплёл хотя бы одну игрушку. Разнообразные цепочки, серёжки, колечки, браслеты, плетут мои дети для себя или в подарок для своих любимых мам и бабушек, ракеты и брелоки для пап и дедушек. Плоские фигурки животных, насекомых и людей для театрализации.
Всё это завораживает своим волшебством. Дети не только любят играть с игрушками, которые они сделали с любовью, но ещё и создают картины приуроченные к праздникам «Фантастический космос», «Бабочки и стрекозы», «Новый год у ворот», «Цветы для мамы»и так далее.
Работа с бисером просто не отпускает моих деток домой, у них одно желание сделать работу сегодня, сейчас и только потом пойти счастливыми домой. Изделия из бисера, которые плели дети были отправлены на Всероссийские и Международные творческие конкурсы, где становились победителями. И мы не остановимся на достигнутом. Будем создавать, творить, наслаждаясь каждой минутой, проведенной за любимым делом!
Любой человек может научиться делать что-то потрясающее, если его ведет вдохновение. Лучшей похвалой для нас станут слова: « Потрясающе! Да как же это делается?» Главное – набраться терпения, и тогда результат превзойдет все ожидания!
Последнее на сегодняшний день наше увлечение – это плетение мандалы (ударение на первый слог) на зубочистках и шпажках. Занятие это очень увлекательное, а сам процесс успокаивает. Изделия получаются красочные и у всех разные, нет ни одной одинаковой.
Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и инновационных педагогических технологий, что вызвано необходимостью реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Сегодня многие педагоги для всестороннего развития творческих детей используют разные техники. Я тоже решила познакомить своих детей и родителей с техникой плетения мандалы.
Мандала – это санскритское слово, означающее круг, колесо, диск. Мандалами украшают интерьер, используют в быту, делают украшения (серьги, кулоны, подвески). Подвески можно носить традиционно на шее или использовать как оберег в автомобиле.
Работа с мандалами является одним из способов развития творческих способностей у детей. Мандала имеет большую психотерапевтическую ценность, которую открыл Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр.
Плетение мандалы благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка и позволяет развивать у него саморегуляцию. Для детей это прекрасное занятие – здесь и концентрация внимания, и развитие мелкой моторики, и работа с цветом, а также творчество и радость от самого процесса.
Неторопливое круговое плетение, наполнит гармонией цвета и теплом нитей, переплетая между детскими пальчиками, плетётся особый, неповторимый волшебный узор.
Начинали мы с детьми плести четырёхлучевую мандалу – оберег на зубочистках, кто освоил это плетение, быстро переходили на шпажки. Так же был проведён мастер – класс для родителей вместе с детьми. Результат был потрясающим! Детей было не остановить, они плели одну мандалу за другой. Взрослые тоже не отставали и сплели не только четырёхлучевую, но и восьмилучевую мандалу.
Всё это буйство цвета, неуёмной энергии вылилось в творческий проект «Волшебная мандала».
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Продолжительность проекта: 2 месяца
Цель проекта:
- Познакомить детей с новым творческим процессом – плетение мандалы.
Задачи проекта:
-Научить основному плетению мандалы на зубочистках и шпажках.
-Развивать мелкую моторику пальцев.
-Развивать усидчивость, воображение, фантазию, творческие способности.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Актуальность проекта: Снизить агрессивность, тревожность, импульсивность, раздрожительность у некоторых детей в группе и оказать благоприятное эмоциональное состояние путём плетения волшебной мандалы.
Этапы проекта:
Вводный
-Подбор методической и научной литературы
-Помощь родителей в приобретении ниток, зубочисток, шпажек, в оформлении выставок, фотоальбомов.
Основной этап
-Беседа с детьми «Что такое мандала?» «История плетения мандалы»
-Показ видеопрезентации «Плетение мандалы»
Творческая мастерская:
-Плетение мандалы четырёхлучевой и восьмилучевой на зубочистках
-Раскрашивание детской мандалы (раскраски)
-Рисование своей мандалы
-Аппликация, создание мандалы из засушенных цветов, листьев.
-Создание мандалы из соли (Соль предварительно окрашивалась цветными мелками)
-Рисование по трафаретам
-Выкладывание мандалы из разноцветных стеклянных камешков, шишек, цветных карандашей, ватных палочек, счётных палочек, из цифр, из букв, из макаронных изделий, из синельной проволоки и так далее.
-Создание коллективной мандалы
-Мандалы из отпечатков фруктов и овощей, бросового материала.
-Мандалы из пластилина, из конфет, фантиков, обрывной бумаги.
Заключительный
-Вывод
-Презентация «Волшебная мандала»
-Выставка детских мандал на зубочистках и взрослых мандал на шпажках
-Выставка коллективных мандал
-Создание книг – раскрасок, фотоальбомов с мандалами.
Вывод. Плетение мандалы полезно тем, что оно развивает мелкую моторику пальцев рук, также благотворно влияет на мозговую деятельность, развивает усидчивость, раскрывает творческий потенциал. Заниматься мандалами оказалось очень заразительно! Идем с детьми на прогулку и уже глазами собираем узоры из камешков, листиков, палочек. Да и родители говорили, что когда начинают готовить кушать, то из продуктов чудятся замысловатые узоры волшебной мандалы. Мне самой очень нравится эта техника плетения, так как здесь и элементы цветотерапии, и отдыха, и создания индивидуальных и креативных вещей.
Ещё Гете говорил, что цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость.
А в итоге, никогда не знаешь какая получится мандала, вот это и завораживает!
Таким образом, работа по развитию творческих способностей в процессе бисероплетения и плетения мандалы способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности. Дети учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется активный словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика пальцев рук. Ребята узнали о новых творческих процессах. Привлекли родителей к работе по развитию творческих способностей, что способствовало повышению их педагогической компетенции в области воспитания и взаимодействия с детьми.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребёнку возможность осознать свою способность к творчеству!
Список используемой литературы:
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» М., 1981
Фриман Дж. «Как развить талант ребёнка от рождения» М., 1996
Лук А.Н. «Учить мыслить творчески» М., 1970
Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника» М., 1986