Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Мальцева Ю. Ф., Немченко И. А., Тринеева С. В. Формирование здорового образа жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. Увеличилось количество детей с нарушением физического развития, хронических заболеваний, эпидемические заболевания. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников нашего центра. Зачастую ребята попадают в наш центр вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребенок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к вредным привычкам, пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают нарушения физического развития, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Все эти факторы вызывают острую необходимость в формировании у детей навыков ЗОЖ. В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное и здоровое питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение психологического климата, соблюдение правил личной гигиены.
 «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». (С.Н.Ожегов)
На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.
Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще у детей диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.
У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).
ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.
Здоровый образ жизни включает в себя:
•        настрой на здоровый образ жизни;
•        двигательную активность;
•        личную гигиену;
•        умеренное и сбалансированное питание;
•        ритмичность жизни;
•        безопасность жизни.
Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в нашем центре, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.
Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагогов нашего центра является работа по формированию навыков ЗОЖ у воспитанников. Педагоги применяют следующие формы работы с детьми: беседы в кругу семьи о вреде алкоголя и табакокурения, а также о пагубном влиянии на детский организм наркотиков; регулярно проводятся конкурсы рисунков и плакатов, различные спортивные соревнования (по настольному теннису, футболу, волейболу). Педагоги проводят различные мероприятия, игры, конкурсы, направленные на формирование навыков ЗОЖ у детей.
Введение модели формирования ЗОЖ, несомненно, положительно скажется на поддержке и развитии у воспитанников устойчивого интереса к здоровью, к школе движения, что будет выражено в развитии у детей способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания.
Формирование культуры здоровья детей в системе образования является очень актуальным и наиболее значимым, так как современное состояние экономики, общества, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей и, в первую очередь, на здоровье подрастающего поколения. Формирование культуры здоровья предполагает развитие двигательной активности детей, обучение здоровому образу жизни, создание комфортного психологического климата и обеспечение здоровье сберегающих условий для всех детей.
Сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников – еще одна из наиболее важных и сложных задач. В настоящее время лишь незначительная их часть является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость. У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (хулиганство, курение, увлечение азартными играми, употребление алкоголя), которые негативно сказываются на их здоровье.
Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни. Это должно стать одним из ведущих направлений педагогической деятельности нашего центра в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Библиографический список

•                   Баль А. В., Баоканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М.: Владос, 2003.
•                   Бойко А. Обратная сторона здоровья. – М.: «Российская газета», 2002.
•                   Касаткин В. Н. Содействие здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. – М.: Подкова, 2000.
•                   Крылова И. Н. Береги здоровье смолоду// Педсовет – 2004, - №5.
•                   Федеральное законодательство об охране здоровья школьников// Школа здоровья – 2004, - №3.

2022