Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Гетманов С. В. Патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Формирование патриотического сознания российских граждан является одним из приоритетных факторов единения нации. Взросление будущего гражданина и патриота своей Родины начинается в семье и в школе, в связи с этим одним изважных направлений воспитательной работы в школе, с первого по выпускной классы, обозначено гражданско–патриотическое воспитание. Школа в своей программе развития уделяет особое внимание патриотическому воспитанию учащихся, основные концепции которого прописаны в модели выпускника школы. Рассматривая патриотическое воспитание как «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», я преподаватель – организатор ОБЖ организую учебно- воспитательную деятельность в урочной и внеурочной системе таким образом:
- осуществляю выбор учебной программы, наиболее отражающая сущность патриотического воспитания школьников;
- соответствие КТП преподавания ОБЖ выбранной учебной программой;
- применяю современные образовательные технологии личностно – ориентированного обучения;
- составляю программу работы кружка «Патриот» на основе сотрудничества, принципах адекватности возраста и интересам обучаемых;
- составляю план – программы по патриотическому направлению во внеклассной деятельности.
Обучающимися в старших классах происходит окончательное осознание морально- психологических качеств и специальных знаний, навыков и умений, необходимые человеку, которые определены понятием «Патриот». Этого можно добиваться изучая учебную дисциплину ОБЖ. В программе курса 10 класса в разделе «Основы военной службы», входят четыре основные главы: «ВС РФ – защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы» в процессе изучения которых, учащиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес учащихся к изучению данного раздела, что вызывает у ребят гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, а так же космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия. В программе курса 11 класса этот раздел состоит из пяти глав: «История военной службы», «Воинская обязанность», «Основы военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего отечества. Честь и достоинства воина ВС РФ», в процессе изучения учащиеся знакомятся:
- с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядком первоначальной постановки на воинский учет;
- медицинского освидетельствания;
- призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основными видами военно- профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
Впроцесса собственной педагогической деятельности я постоянно уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны и системе защиты национальной безопасности.
Воспитывать чувство гордости за свою страну можно на уроках по теме: «Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ». Важно учитывать, чтобы ученики в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками на уроке. На таком уроке я применяю технологию проблемного обучения: организация такого урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на опыт учащихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию учащихся.
При изучении темы «Военная форма одежды, звания» на своих уроках я использую технологию проектной деятельности. Учащиеся готовят проекты о форме одежды и о воинских званиях. Большую роль здесь играет использование ИКТ технологии. Учащиеся на уроках ОБЖ имеют широкое представление о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимые по защите населения, знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны. Проектируя уроки по темам ГО и ЧС я использую как практико- ориентированные с применением технологии критического мышления. Полученные практические знания и умения могут позволить учащимсяв случае нестандартной ситуации сохранить собственную жизнь и помочь окружающим. В школе проводятся уроки посвященные дню Гражданской обороны, пожарной безопасности с привлечением сотрудников МЧС. Учащиеся школы активно участвуют в соревнованиях «Автономное выживание», где на практике применяют полученные знания на уроках ОБЖ.Особое место в системе военно-патриотического воспитания школьников занимают уроки специального раздела в предмете ОБЖ-Основы военной службы которые носят обучающий, воспитывающий и развивающий характер. Но не только уроки призваны воспитывать будущих защитников отечества, организуются экскурсиив 205-ю отдельную мотострелковую бригаду-в/ч 74814, 368 штурмовой авиационный полк-в/ч 11580, где учащиеся знакомятся с воинской службой, бытом военнослужащих, оружием и техникой стоящих на вооружении.
Большое значение имеют встречи учащихся выпускниками школы проходящими службу в ВС РФ, которые рассказывают о своей службе. Ребята с интересом слушают своих земляков, проявляют неподдельный интерес к воинской службе, ибо им тоже предстоит стать защитниками Отечества. В школе оформлен стенд о выпускниках школы проходящих службу в рядах ВС РФ.
Большое значение в воспитании подрастающего поколения оказывает общероссийское движение Юнармия. В 2016 году в МОУ СОШ №12 п. Терек в целях развития у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности создан отряд «Юнармейцев», в который входят обучающиеся 2-10классов, всего 25 человек. Юнармейцы приняли участие в районных соревнованиях «Зарница», соревнованиях по пулевой стрельбе на кубок ДОСААФ, на кубок памяти Героя России А.Мороховец, соревнованиях «Осенний биатлон» в зачет кубка «Юнармии», «Воинская доблесть», соревнований допризывной молодежи по ОФП(общефизической подготовке).
С участием отряда проводятся мероприятия военно-патриотической направленности: «Смотр строя и песни», конкурс патриотической песни, «Бессмертный полк», вахта памяти, акция «Свеча памяти», акция «Нет забытых могил». Стало традицией 23 февраля возлагать цветы к памятнику погибшим односельчанам, к могиле Героя Советского Союза А.Я. Пригара. Юнармейцы ухаживают за могилой нашего земляка Героя Советского Союза А.Я. Пригара, поддерживают отношения с дочерью Александра Яковлевича, Е.А. Пригара, проживающей в Краснодарском крае. Также юнармейцы ухаживают за обелиском, установленном на месте гибели советских граждан в сентябре 1942 года (еврейское кладбище).Юнармецы участвуют во всех мероприятиях посвященных празднованию Дня победы.
Юнармецы посещают ветеранов труда, узников концлагерей и оказывают им помощь в быту. Проведенные мероприятия освещаются в новостной ленте на сайте школы.
В заключении мне хотелось бы сказать, что от того как будет поставлена работа всего педагогического коллектива по патриотическому воспитанию и зависит выполнение воспитание выпускника школы-патриота. К патриотизму нельзя призывать. Нужно постоянно воспитывать духовное начало в человеке, а это невозможно без патриотизма. Поэтому патриотическое воспитание является главной нашей задачей.
2020