Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf
В настоящее время в начальной школе количество учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) возрастает с каждым годом. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают недостаточную готовность к обучению в школе по всем трем аспектам школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Недостаточная готовность к обучению в школе проявляется, прежде всего, в замедленном развитии соответствующих возрасту компонентов учебной деятельности. Например, эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с их здоровыми сверстниками, поэтому образы окружающего мира недостаточно дифференцированные и полные. Дети с ЗПР затрудняются в узнавании даже знакомых объектов при плохом освещении или если они расположены в непривычном ракурсе. Эти особенности восприятия ограничивают возможности наглядного мышления, что негативно сказывается на успешности выполнения учебных заданий. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но при этом для них характерны низкий уровень познавательной активности, слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, двигательная расторможенность либо вялость и апатичность. Низкий уровень познавательной активности у детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с недостаточно развитой зрительно-моторной координацией. Кроме того, дети с ЗПР имеют очень узкие представления об окружающем мире и скудный словарный запас.
Известно, что ученик выполняет требования учителя, если им движут познавательные и социальные мотивы учения. У ребенка с ЗПР эти компоненты не сформированы, и он не может сознательно управлять своим поведением. Как показывают исследования учёных, отсутствие произвольности – главная проблема в структуре готовности ребенка к обучению в школе. Высокая степень отвлекаемости и эмоциональной возбудимости мешает ребёнку сосредоточиться на выполнении задания.
Все эти вышеперечисленные особенности психических процессов препятствуют формированию учебной мотивации у детей с ЗПР и в дальнейшем могут привести к школьной неуспеваемости. Такие дети, как правило, испытывают дискомфорт, от того, что они не так успешны, как хотелось бы им и их родителям. На фоне этого дискомфорта часто возникают детские неврозы. Специалисты утверждают, что неврозы возникают там, где есть вынужденная деятельность, когда ребёнок не видит личностного смысла в том, что он делает. Он выполняет задание только потому, что от него этого требует учитель. В ситуации вынужденной деятельности ребёнок находится в постоянном напряжении, что может привести к серьёзным соматическим заболеваниям и нарушениям в психической сфере. Медицинские исследования показывают, что частые негативные переживания отрицательно влияют прежде всего, на нервную и сердечно – сосудистую системы. Следовательно, если у ребёнка не сформирован познавательный интерес и учебная мотивация, то при выполнении учебных заданий он постоянно будет испытывать состояние стресса. Но, как только у ребёнка появляется смысл деятельности, он начинает самостоятельно управлять своим поведением и стремится достичь положительных результатов.
Психологи отмечают, что дети с ЗПР охотнее проявляют себя в игре, и это понятно, для них игра пока остается ведущим видом деятельности, она еще не выполнила своих развивающих и формирующих функций. И, поскольку «зона ближайшего развития» у таких детей находится ещё в игровой, а не в учебной деятельности, на уроках необходимо систематически применять игровые методики и технологии, до тех пор, пока игровая мотивация постепенно не сместится на учебную.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это синтез интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наличие у ребёнка познавательного интереса стимулирует его волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному усвоению учебного материала. Для развития познавательного интереса и самостоятельности мышления у школьников педагогу необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке было большое количество ситуаций, воспринимаемых каждым ребенком как проблемные. Проблемные ситуации инициируют творческую фазу мышления, побуждая ребенка добывать необходимые знания или приобретать практические умения.
Важную роль в развитии мыслительных процессов и формировании произвольности поведения у младших школьников играют уроки технологии. Всякий труд предполагает наличие определенных интеллектуальных и эмоционально-волевых усилий со стороны ученика. Но, как сделать так, чтобы для ребенка с несформированной эмоционально-волевой сферой и низким уровнем познавательной активности эти уроки стали увлекательным занятием, средством формирования учебного поведения и, развития интеллекта? Традиционная дидактика обучения, как правило, опирается на логико-вербальное воздействие, минуя эмоционально-чувственную сферу ребёнка. Однако известно, что для детей младшего школьного возраста характерна эмоциональная отзывчивость, потребность воспринимать окружающий мир через образы, чувства, эмоции. В решении этой сложной задачи неоценимую помощь педагогу могут оказать методы театральной педагогики. Театральная деятельность ещё очень редко применяется на уроках в начальной школе. Но, как показывает практика, уроки с применением методов театральной педагогики являются уникальным, очень эффективным средством коррекции всех психических процессов у детей с проблемами в развитии и здоровье. Театральная педагогика органично сочетает все виды детской деятельности. С её помощью педагог может обеспечить системное коррекционно-развивающее воздействие на детей, в процессе которого будет происходить развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств ребёнка.
Очень наглядно этот процесс можно рассмотреть на примере изготовления спектакля способом оригами. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения задач по формированию у детей математических представлений, развитию логического мышления, зрительно-моторных навыков, пространственного восприятия. В конструировании на основе техники оригами можно найти много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в этом виде деятельности принадлежит образному мышлению. И эту технику необходимо использовать как мощное средство для развития у детей с ЗПР познавательной активности, логического и образного мышления, формирования учебного поведения. С помощью театральной педагогики и техники оригами можно обучать детей переносу имеющихся знаний в практическую деятельность из всех предметных областей: технологии, литературного чтения, математики, окружающего мира и т.д. Интеграция предметных областей будет способствовать целостному восприятию окружающего мира, развитию у детей познавательного интереса, связной речи, приобретению опыта самостоятельной деятельности, расширению представлений о человеческих взаимоотношениях. Коррекция и развитие таких психических процессов как: внимание, восприятие, память, мышление будет происходить органично через опосредованные средства воздействия: игру и конструирование.
Например, для формирования у детей геометрических представлений, при изготовлении несложных базовых форм и фигурок в технике оригами для кукольного спектакля педагог может предложить следующие типы заданий:
- найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
- найти квадраты и треугольники;
- назвать виды треугольников;
- выявить сходство и различие между геометрическими фигурами;
- показать диагональ, смежные стороны, вершины, окружность и т.д.
Обращая внимание детей на геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, педагог может дать им следующие задания:
- могут ли четыре треугольника поместиться в одном квадрате?
- из каких геометрических фигур можно составить изображение того или иного животного?
- из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб, прямоугольник?
- где и какие геометрические фигуры можно увидеть в классе, дома, на улице?
Таких проблемных вопросов, которые педагог может задать детям в процессе изготовления спектакля способом оригами, очень много. Умение ставить перед ребенком проблемные вопросы, которые будут стимулировать его мыслительную деятельность и развивать познавательный интерес зависит от мастерства педагога, от его желания обеспечить каждому ребенку оптимальные условия для развития его потенциальных возможностей и творческих способностей.
При изготовлении бумажных фигур в технике оригами дети производят множество движений руками и пальцами: ощупывают, сгибают, проглаживают, обводят контур. В результате у детей развивается тонкая моторика рук, что благоприятно влияет на развитие речевых центров и зрительно-моторной координации. Кроме того, учащиеся знакомятся с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, многоугольник, окружность, круг и т.д. Причем, ознакомление с геометрическими понятиями происходит в опосредованной форме, в процессе интересной и увлекательной для ребенка деятельности, где все его внимание направлено на творчество. По ходу урока учитель может давать детям множество творческих заданий, например, классифицировать геометрические фигуры, сравнивать их, находить сходство и различие, составлять различные комбинации. Эти задания хорошо развивают зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. С помощью этих вопросов и заданий педагог может выяснить, какими геометрическими знаниями и представлениями обладают учащиеся на вербальном уровне.
В процессе изготовления персонажей и декораций школьникам нужно уметь производить определенные расчеты, и педагог может дать следующие задания: вычесть, прибавить, разделить, умножить. Выполнение этих заданий формирует у детей элементарные математические представления, умение понимать и применять символы, упражняться в порядковом и обратном счёте и т. д.. Использование технологических карт, чтение чертежей на плоскости и изготовление по ним объёмных деталей способствует развитию произвольного внимания, пространственного восприятия, зрительной и моторной памяти, логического мышления. Кроме того, создание любого образа требует от учащихся активного мышления и проявления творческих способностей. Это та деятельность, где дети охотно будут проявлять самостоятельность мышления, удерживать учебную задачу, искать способы её решения, добиваться результатов.
Наблюдения за тем, как работают дети в процессе подготовки спектакля, не оставляют сомнений, что им очень интересно: их лица светятся удовольствием, глаза сияют, движения легкие, свободные, точные. Да и не может быть иначе, ведь сейчас они делают очень интересное и важное для них дело. Нет ни малейших признаков дезорганизации при полной свободе передвижения в пределах класса, возможности разговаривать, советоваться, с чем-то не соглашаться, репетировать роли, готовя свой маленький спектакль для представления. Напротив, все их внимание сконцентрировано на общей цели, они не теряют ни минуты, их общее дело идет успешно. Положительные эмоции активизируют познавательный интерес и мыслительную деятельность, а это – точный показатель того, что деятельность им приятна и доставляет удовольствие. Даже самые робкие, не очень ловкие и умелые дети достаточно успешно справляются с задачами, чувствуют себя уверенно, потому что при затруднении к ним тут же придут на помощь их товарищи. Звенит звонок, а дети полны сил и энергии, готовности продолжать такую интересную, увлекательную для них работу.
Далеко не у всех учащихся начальной школы сформированы навыки взаимодействия, но в процессе создания спектакля между ними происходит живое общение, дети спорят, советуются, договариваются, учатся слышать и понимать друг друга. У них воспитывается уважительное отношение к участникам совместной деятельности, ответственность за результат работы, формируются навыки взаимодействия с партнером. В этом случае деятельность ребенка организуется с позиции проблемного обучения, в процессе которого развивается критичность мышления и навыки самоконтроля, умение ставить и удерживать учебную задачу, планировать последовательность действий, доводить начатое дело до конца. Наличие всех этих компонентов очень значимо для развития всех познавательных процессов и формирования учебной мотивации у детей с проблемами в развитии.
Следовательно, можно сделать вывод, что развитие психики ребёнка происходит тогда и там, где взрослый не дает ему готовых ответов, а организует жизнь школьника так, чтобы он, знакомясь с окружающим миром, искал эти ответы самостоятельно. Театральная педагогика, как для ребенка, так и для взрослого – это всегда проблемная ситуация, творческий поиск, новизна, эксперимент. Дети, экспериментируя со сверстниками и взрослыми, обнаруживают массу новых, интересных для себя сведений не только из области теоретических знаний и практических умений, но также из области человеческих отношений. А это очень важно для становления личности ребёнка.
Литература:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск,1994.
2. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации детей и подростков. – М., 1972г.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. –М., 1993г.
4. Роготнева А. В.,Щедова Т. Л. Театральная педагогика в начальной школе. Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2015г.
5. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей редакцией М.: Школьная пресса 2003г.
avrogotneva@gmail.com
тел. 8 952 150 34 19