Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Громовик С.Г., Семешова Е.В., Толстопятова О.А. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР


Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

О важности развития графомоторных навыков знают все специалисты, и логопеды, и дефектологи, и воспитатели, работающие с дошколятами и затем младшими школьниками. Но прежде чем говорить о графоморике нужно вспомнить, что же такое графомоторика. Итак - это развитие мелкой моторики, способ удержания карандаша и ручки, сила нажима при рисовании и письме, ритмичность и темп движений, их плавность и конечно же точность. Так же важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать - это зрительное восприятие, внимание и двигательные навыки.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому работу по развитию мелкой моторики мы решили начать задолго до поступления в школу, точнее со старшей группы. Таким образом, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, подготавливаем к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Итак, при развитии графомоторных навыков мы большое внимание уделяем развитию мелкой мускулатуре пальцев, зрительному анализу и синтезу, рисованию (штриховке по контуру, обводке, срисовыванию, зарисовке деталей, предметов, с натуры, дорисовыванию незаконченных рисунков, так же дорисовыванию рисунков с недостающими деталями, выполняем задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию).
Наш опыт работы (работа над данной темой длилась 3 года) по формированию предпосылок графомоторных навыков у дошкольников показывает, что включение в работу различных педагогов ДОУ (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) и организация различных видов деятельности, а так же систематическое применение тренировочных упражнений, позволяют достичь положительных результатов. Так воспитатели группы и учитель-логопед ежедневно взаимодействуют по вопросам коррекционной работы с дошкольниками. В «Тетради по взаимодействию воспитателей по заданию логопеда» отдельное место отводится пальчиковым играм и графическим упражнениям, которые предлагаются в соответствии с изучаемой лексической темой. Кроме этого учителем-логопедом и воспитателями группы может быть подобран нетрадиционный материал, используемый в работе по формированию предпосылок графомоторных навыков.
Итак, в нашей группе был использован цикл занятий, включающий в себя развитие зрительного внимания, зрительное опознавание, развитие графомоторных функций. Так же мы систематически проводили работу с трафаретами, писали графические диктанты. Конечно же диктанты носят характер различной сложности, сразу оговоримся - на выходе, в подготовительной группе, ошибок во время выполнения таких диктантов практически не было. Главным выразительным средством на занятиях являлась линия, наносимая на бумагу различными инструментами (простые и цветные карандаши разной твердости, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель, шариковые и гелевые ручки, беличьи и колонковые кисти при работе с гуашью). Работа с различными материалами позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда потребуются длительные статистические нагрузки и четкие движения. Сразу скажем то, что выбор письменных принадлежностей зависел от поставленной задачи. С простым карандашом, легче было увидеть какую силу нажима использует воспитанник и тут же внести необходимые коррективы. Для работы с материалами, которые были заламинированы, ребенку предлагалось выбрать любой фломастер, а по окончании работы, данные линии можно было просто вытереть обычной губкой. А в остальном, как мы убедились - инструмент для письма можно использовать любой.
Большая роль в выполнении задачи по формированию предпосылок графомоторных навыков у дошкольников принадлежит семье. Для родителей использовались различные формы организации работы:
− домашние совместные творческие задания;
− родительские собрания;
− тематические беседы;
− индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр;
− оформление стендов;
- участие в конкурсах.
Мы занимались тренировкой не только «главной» руки, которой ребенок пишет, но и второй. Во время работы обращали внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Все задания проходили двумя руками, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Большое внимание было уделено работе в дополнительных тетрадях, что способствовало лучшей ориентировке на листе бумаги. Когда ребенок работает в своей тетради карандашом (или набором карандашей), ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля. Мы обязательно смотрели, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка, ну а в подготовительной группе это делал уже сам воспитанник. Сам ребенок смотрит за четкостью линий, за их параллельностью. Ведь как мы знаем, многие дети не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки. Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:
- штриховка одного рисунка с редкими линиями, расположенными в одном направлении;
- штриховка рисунка с элементами, где используются редкие линии в разных направлениях;
- штриховка рисунка, где ребенок самостоятельно определяет расположение линий.
Усложняя штриховку можно ввести частую штриховку, частую и редкую штриховку на одном рисунке, так же можно использовать сначала один, а затем насколько цветов на рисунке. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.
Самым сложным для наших воспитанников стало понятие зеркального изображения. Мы проводили различные игры и упражнения для того, чтобы дети смогли усвоить этот сложный способ.
Итак, работа по формированию графомоторных функций осуществляется и на продуктивных видах деятельности. Здесь значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи. Продуктивная деятельность наряду с лепкой, аппликацией, ручным трудом включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом. С большим желанием дети берутся за декоративное рисование. Ведь овладение необходимыми техническими приемами способствует развитию мелкой моторики. Ведь необходимо прорисовывать очень мелкие элементы росписи. Ну а ритмичность в расположении элементов узора помогает развитию чувства ритма. Не забудем о конструировании из бумаги — оригами. Оригами – это один из путей формирования графических умений, путем складывания бумаги.
И вот наши воспитанники – выпускники, проведя диагностику, мы увидели результат. Все дети достигли определенных результатов, высокий уровень сформированности графических нывыков показали 40% детей, а 60 – средний. Такой выход – это результат большой и кропотливой работы. Работы педагогов, детей и родителей.
Итак, можно говорить о том, что процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Но проводить коррекционную работу в этой области в дошкольном возрасте совершенно необходимо.


2019