Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Романеева О.И. Занятие-рассуждение для старших школьников «Парниковый эффект: взгляд в будущее»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Цель: создание условий для изучения и обеспечения понимания учащимися причин и сущности парникового эффекта как глобальной экологической проблемы, осмысления последствий данной проблемы путем собственных представлений.
Задачи: обеспечить условия для осознания и осмысления информации посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи, используя прием "Знаю - Хочу узнать - Узнал"; сформировать ответственное отношение к использованию и сохранению природных ресурсов.
Оборудование: листы ватмана, цветные бумажные полоски, маркеры, клей, листы бумаги с высказываниями для проведения рефлексии.
Ход занятия:
I. Организационно-мотивационный этап.
Создание доброжелательной обстановки для сотрудничества педагога с учащимися (метод "Передача энергии").
II. Актуализация знаний и совместное целеполагание.
Вступительное слово педагога:
Атмосфера - важнейший элемент нашей планеты. Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует оболочка, защищающая все живое от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры. Кажется, это должен понимать каждый человек, но почему-то к сохранности воздушной оболочки планеты люди относятся очень легкомысленно.
Как же происходит загрязнение воздушного бассейна? Естественное загрязнение атмосферы происходило всегда: извержения вулканов, выветривание горных пород, лесные пожары и пыльные бури. В течение миллиардов лет природа Земли сосуществовала с естественными загрязняющими выбросами и быстро восстанавливала свой экологический баланс.
Антропогенное загрязнение в результате развития человеческой цивилизации, научно-технического прогресса резко изменило состояние атмосферного бассейна Земли и стало причиной возникновения глобальных экологических проблем.
Далее педагог обращает внимание детей на таблицу, размещенную на доске:

Знаю
Хочу узнать
Узнал

Задает вопросы, ответы на которые записываются в первой и второй графах.
Вопросы:
Что вы знаете о глобальных экологических проблемах на планете?
Что хотели бы узнать?
Таким образом формулируются задачи занятия. Третья графа заполняется в самом конце занятия.
III. Основная часть.
1. Интенсивное загрязнение атмосферы.
"Вклад" человека в процесс загрязнения атмосферы впечатляет. Ежегодно в воздушное пространство выбрасывается свыше 150 млн т сернистого газа, 60 млн т оксидов азота, около 250 млн т пыли. За последние сто лет в атмосферу попало 1,5 млн т мышьяка, более 1 млн т никеля, 600 т цинка, сурьмы и других опасных для живых организмов и биосферы веществ. Какие отрасли промышленности вносят наибольший "вклад" в процесс загрязнения атмосферы? (Дети высказывают свои предположения.)
Самыми проблемными можно назвать пять отраслей: энергетику, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность, а также производство стройматериалов. Они "поставляют" в воздушный бассейн до миллиона различных видов загрязнителей - окись углерода, двуокись серы, окислы азота и техническую пыль, углеводороды, высокотоксичные соединения ртути, свинца, мышьяка, хлора и др.
Самые большие объемы загрязнителей приходятся на теплоэнергетику до 25-40 %, а среди ее выбросов лидирует диоксид серы. Нефтехимическая и нефтеперерабатывающая отрасли- на втором месте по выбросам углеводородов, сернистого ангидрида и окиси углерода. Химическая промышленность дает, казалось бы, небольшой объем выбросов, но это вещества особо опасных классов, отрицательно действующие на все живое даже в самых малых концентрациях.
Складывается впечатление, что газовоздушные выбросы промышленности стали основными виновниками загрязнения нашей планеты. Но это не так. Может быть, для многих будет неожиданным тот факт, что сегодня лидером по загрязнению атмосферы является автомобильный транспорт. И если промышленные предприятия представляют собой стационарные источники загрязнения воздуха и дают выбросы там, где они расположены, то автомобили - это передвижной источник загрязнения. Выхлопные газы автомобиля в своем составе содержат более 200 различных химических соединений, из них только 5 не ядовиты. Очень велики и объемы этих выбросов в атмосферу Земли. При этом автомобильные двигатели активно используют кислород: на 100- 200 км пробега одному автомобилю нужно столько кислорода, сколько требуется человеку в течение года.
Особая опасность автомобильных выбросов заключается в том, что загрязнители выделяются непосредственно в населенных зонах городов, на уровне дыхательных органов человека. И если бы автомобильные выбросы были видимыми, то каждый человек, выходя утром из дома, замечал бы, как погружается в мутные струи газовой смеси и доверчиво заполняет ею легкие.
Загрязнение воздуха, особенно в городах, одна из наиболее острых экологических проблем России. В год в атмосферный бассейн нашей страны выбрасывается в среднем около 2 млн. тонн загрязняющих веществ. Основные источники загрязнения- это выбросы промышленных предприятий и энергетики.
Согласно гигиенической оценке такие уровни загрязнения и их влияние на здоровье человека классифицируются как сильные.
Мы видим первые признаки надвигающегося потепления климата. Это проявляется различными природными аномалиями климатического характера: засухами, ураганами, необыкновенно теплыми или, наоборот, очень холодными зимами. За последнее столетие в России отмечается рост среднегодовых температур на 0,5- 1 градус.
Физкультминутка - игра "Тепловой баланс планеты"
8- 10 человек, взявшись за руки, образуют круг - это атмосфера планеты. 6-8 человек становятся внутри круга и представляют собой тепло, излучаемое планетой в космос. Остальные дети размещаются около горящей свечи, имитирующей Солнце -это солнечные лучи.
Ведущий объясняет игрокам, что тепловой баланс планеты - это сумма прихода и расхода тепла. Тепловая энергия поступает от Солнца в виде коротковолнового излучения (короткие лучи), но и сама планета излучает тепло в космос - длинноволновое излучение (длинные лучи). Чтобы планета была благополучной, сумма прихода и расхода тепловой энергии должна быть равна нулю. Часть энергии, получаемой планетой от звезды, уходит на поддержание постоянной температуры суши и моря. Все лишнее должно быть взято космосом обратно, иначе планета перегреется.
1-я часть игры
Участники, изображающие атмосферу, поднимают руки вверх. Ведущий отмечает, что сейчас атмосфера планеты прозрачная, не загрязненная большим количеством углекислого газа. Солнце посылает свои лучи на планету, и солнечная энергия проникает сквозь атмосферу планеты 3-4 человека, стоящие у свечи, направляются к атмосфере и, пригнувшись, проходят внутрь круга. Планета отдает в окружающее космическое пространство такое количество тепла, какое она получила от солнца, поэтому столько участников, сколько вошло в круг, должно выйти из круга. Количество тепла на планете не изменилось (внутри круга остается такое же число участников, какое было в начале игры).
2-я часть игры
В атмосфере планеты произошло накопление большого количества углекислого газа и хлоруглеродных соединений. Она стала непрозрачной - участники, изображающие атмосферу, опустили руки. Солнце вновь посылает свои лучи на планету - участники, пригнувшись, проходят в круг. Планета хочет отдать излишки тепла в космос - участники становятся в полный рост, пытаются выйти из круга, но у них не получается. Излишки тепла остаются на планете. Солнце посылает следующую партию солнечного тепла - еще несколько человек входят в круг. И снова длинноволновое излучение от планеты не может выйти в космос - все участники остаются в кругу.
Когда все "солнечные лучи" достигнут "планеты", проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Что произошло на планете?
Что послужило причиной накопления тепла?
Какими могут быть последствия перегрева планеты?
Что нужно сделать, чтобы сохранить тепловой баланс планеты?
2. Углубление знаний, осмысление изучаемого материала.
Загрязнение воздушного бассейна не только угрожает здоровью человека, но и является причиной возникновения глобальных экологических проблем. Загрязнение атмосферы углекислым газом, а также метаном и оксидами азота вызывает глобальное потепление климата Земли, т. е. явление, названное учеными парниковым эффектом. Давайте разберемся, в чем его суть. Углекислый газ образует над нашей планетой огромный "колпак", который задерживает исходящие от Земли невидимые инфракрасные лучи, т. е. тепло, которое планета отдает атмосфере. Если бы этого не происходило, то все излучение уходило бы в открытый космос, и на Земле был бы холод. Парниковый эффект - это чрезмерное удержание тепловой энергии Солнца у земной поверхности из-за переизбытка в атмосфере углекислого газа. Этот биосферный процесс аналогичен процессу, который возникает в обычном парнике: солнце нагревает почву, тепло от земли поднимается вверх и задерживается стеклом или полиэтиленовой пленкой - в парнике создается повышенная температура. Вот и представьте, что вся наша планета постепенно превращается в гигантский парник! Прогноз ученых таков: уже через 20 лет средняя температура воздуха может возрасти на 3-4 градуса. Самое заметное потепление произойдет у полюсов, что вызовет таяние полярных льдов и резкое повышение уровня воды в океанах. Обширные площади суши - приморские низменности и целые островные государства, где сейчас проживает около половины населения планеты окажутся под водой. Одновременно на 15-20 % уменьшится количество летних осадков и начнется опустынивание основных сельскохозяйственных районов мира.
Ученые считают, что глобальное потепление уже вызвало рост температуры поверхностного слоя Тихого океана и возникновение явления Эль-Ниньо, с которым связаны проливные дожди, сильнейшие наводнения, необычные по силе ураганы, катастрофические засухи и другие стихийные бедствия, наблюдающиеся во всем мире в последние годы.
Метод "Ковер идей"
Для реализации данного метода учащиеся разбиваются на несколько групп. Каждая создает свой "ковер идей", для чего получает лист ватмана и бумажные полоски зеленого, красного, синего и желтого цветов. Последовательность деятельности организует педагог.
1. Постановка проблемы.
На листе ватмана большими буквами записывается название проблемы - "Возникновение парникового эффекта: причины, последствия, меры по предотвращению".
2. Осознание проблемы (почему такая проблема существует?).
На полосках бумаги зеленого цвета учащиеся записывают причины возникновения проблемы и приклеивают их на один край ватмана. Одна полоска - одна причина. (Увеличение числа автомобилей, рост энергетики и других видов промышленности и др.)
3. Географический прогноз (к чему может привести возникшая проблема?).
На полосках красного цвета учащиеся записывают свой прогноз (что изменится в будущем) и приклеивают их на второй край ватмана. (Потепление; изменение характера выпадения осадков; увеличение числа экстремальных природных явлений (наводнения, засухи); выпадение кислотных дождей.
4. Выдвижение идей (что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?).
На полосках синего цвета учащиеся записывают свои идеи по решению данной проблемы и приклеивают их на третий край ватмана. (Подписание Киотского протокола (1997 г.) всеми странами мира; озеленение городов, сел; охрана лесов; сбор макулатуры; создание экологически чистых двигателей машин; разработка очистных сооружений нового поколения для промышленности и энергетики и др.)
5. Проявление собственного "Я" (что лично я могу сделать для улучшения сложившейся экологической обстановки?).
На полосках желтого цвета учащиеся записывают свои действия и приклеивают их на четвертый край ватмана. (Посажу деревья; живу и буду жить под лозунгом "Озеленяй! Улучшай! Действуй!"; собираю макулатуру; перемещаюсь по городу на велосипеде; сотрудничаю со СМИ с целью пропаганды отказа от автотранспорта в пользу велосипеда; принимаю участие в проведении единых дней отказа от автомобилей и др.)
Готовые "Ковры идей" вывешиваются на доске.
После презентации результатов работы каждой группы педагог дополняет информацию, обращает внимание детей на те факты и явления, которые не были названы.
4. Подведение итогов занятия.
Предотвращение изменения климата - забота многих людей: ученых, политиков, работников природоохранных ведомств, инженеров-экологов и других специалистов. Но усилий одних только профессионалов недостаточно. Глобальное потепление - это следствие варварского отношения людей к природе, к имеющимся ресурсам; это плата за комфорт, за жизненные удобства, которые имеют жители многих стран. Поэтому людям необходимо резко снизить энергопотребление, прекратить уничтожение лесов. Только так можно обеспечить устойчивое развитие не в ущерб будущим поколениям.
Ребята, внимательно оглядитесь вокруг, по-новому посмотрите на привычные вещи. Например, обращали ли вы внимание на экологическую маркировку на товарах, свидетельствующих об их безопасности для человека и природы?
5. Рефлексия.
Метод "Четыре угла"
В каждом из четырех углов кабинета находится лист бумаги с высказыванием, которое отражает один из взглядов ученых на будущее нашей планеты:
1. Глобальное потепление будет происходить постепенно.
2. Глобальное потепление будет происходить относительно быстро.
3. Глобальное потепление сменится глобальным похолоданием.
4. Парниковая катастрофа.
Участникам предлагается в течение 7 минут обдумать каждое высказывание, представить, каким будет будущее страны к 2050 г., и занять место в соответствующем углу. При этом они получают от педагога следующую инструкцию:
1. Делая выбор, помните: его нужно будет аргументировать.
2. Если доводы представителей другого взгляда на будущее вас переубедили, можете присоединиться к ним, но обязательно объясните, почему вы это сделали.
3. Не прерывайте и не критикуйте выступающего, каждая позиция имеет право на существование.
Занятие заканчивается заполнением третьей графы таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал".
Библиографический список:
1. Полтева, Д. Планета Земля: будущее / Д. Полтева. -- СПб.: Амфора, 2008.
2. Никаноров, А. М. Глобальная экология: учебное пособие / А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. -- М.: ПРИОР, 2000. -- 285 с.
3. Идрисов, Т. Изменение климата. Специальный выпуск / Т. Идрисов. -- Душанбе, 2006.
4. Бобик, Дж. Как устроен мир. 1600 фактов / Дж. Бобик. -- Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009. -- 736 с.

romaneevaoi1143@gmail.com, +79253759783
2018-06-28 16:03 2018