НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Давыдова И.В., Клюквина И.А. Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Библиографическое описание:

Давыдова И.В., Клюквина И.А. Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

1. Релаксационная минутка.

Поднимите правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те, у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы, чтобы те, у кого хорошее настроение дотронулись ладонью к ладони тех, у кого плохое настроение и сказали «Я дарю тебе свое хорошее настроение».

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. И чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Это воспитание нужно начинать с раннего детства. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.

Экологические сказки - это сказки, способствующие более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений. В качестве главных героев в экологических сказках выступают обитатели животного и растительного мира, явления природы и их взаимоотношения между собой. Дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. В сказках эти герои могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки -хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.

Работа с залом:

1тур - Разминка (участники мастер-класса отвечают на вопросы).

1. Какие деревья чаще всего встречаются в сказках? (Яблоня, дуб, береза, ива)

2. Почему мать-и-мачеха получила такое название? (Нижняя сторона листа мягкая, опушенная, теплая, а верхняя — гладкая, холодная.)

3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки и рябчики.)

4. Куда зайцу бежать удобней — с горы или в гору? (В гору. У зайца передние ноги короткие, задние — длинные, поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову.)

5. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)

6. У какой нашей лесной птицы очень крепкий клюв? (У дятла.)

2 тур - «Растения в сказках».

Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, и т. д.). Назовите сказки, в которых встречаются сказочные растения, которым уделяется большое внимание (например роза в сказке о «Маленьком принце»)

(Примерные ответы)

1.«Жар- птица» – яблоня

2.«Репка» – репа

3. «Мужик и медведь» – репа, рожь

4. «Снежная королева» – розы

5. «Золушка» – тыква

6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка

7. «Царевна на горошине» - горох

8. «Царевна-лягушка» - дуб

9. «Гуси-лебеди» - яблоня

10. «Дикие лебеди» - крапива

11. «Аленький цветочек» - цветок

12. «Беляночка и Роз очка – розы

С помощью экологической сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме.

Например, в младшем возрасте читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие, как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? (Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).

В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

3 тур - Народные приметы»

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- Ворона кричит зимой – к метели

- Лягушки квакают – к дождю

- Воробьи в пыли купаются – к дождю

- Около луны звезда народилась – к потеплению

- Собаки катаются – к пурге

Существует определенный алгоритм составления сказки:

1. Место событий.

2. Герои – одушевлённые и неодушевлённые объекты.

3. Характеристика героев.

4. Описание жизни героев

5. Случай.

6. Высказывание героев по отношению к случаю.

7. Вывод.

8. Жизненное правило.

9. Название сказки.

Хочется выделить 4 приёма работы с экологической сказкой:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4.Исправление ошибок в сказках.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе, развивает внимание, память и мышление.

4 тур - Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу».

Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.»

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

5 тур – «Неживая природа в сказках».

Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески,

камни, воздух и так далее. Назовите сказки, в которых неживая

природа оживает.

1.«Два мороза» - мороз

2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер

3. «Гуси-лебеди» - речка, печка, яблоня

4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце

5. «Сказка о царе Салтане» - море

6. «Иван царевич и серый волк» - живая вода

7. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»- вода

Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем.

6 тур - «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.

Пример: В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.

1. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)

2. Красна девица, грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

3. Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

(Сказка «Колобок», экологический момент –многообразие зверей леса.)

4. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва – среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.)

5. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)

6. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(Сказка «Теремок», экологический момент – многообразие животного мира.)

7. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)

8. Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела,

Кашу съела, спать легла.

(Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

9. В этой сказочке герой

Не такой, как мы с тобой.

Невеличка ростом мал,

Не силён он, не удал.

Как-то ветром парня сдуло,

Через реку умыкнуло...

Вот беда – ушиблись ножки.

Как бежать им по дорожке?

Как добраться в срок до дому

Нездоровому, больному?

Пораскинь ты свой умишко,

Кто же это?...

(Сказка «Как муравьишка домой спешил», экологические моменты – многообразие беспозвоночных животных; способы передвижения и внешний вид беспозвоночных).

7 тур – «Совместная игра».

Я предлагаю вам на время стать волшебниками. Послушайте сказку.

Экологическая сказка «Хозяин леса».

В густом лесу стоит чудесный терем, но он так далеко, что его никто никогда не видел. Живет в этом тереме Хозяин леса. В его тереме всегда зелено. У Хозяина леса много маленьких помощников – листочков, их Хозяин леса отправляет на помощь людям и животным. Одни дают кислород, другие идут на корм, третьи служат домом. Хозяин леса наблюдает за ними и радуется. Весну, лето и осень листочки оказывают всем помощь, а потом возвращаются назад и рассказывают обо всём Хозяину. Так прошло много лет…

Люди придумали машины, построили новые города, активно использовали древесину. Лес стал меняться. Листочки стали возвращаться грустными. Тогда Хозяин леса решил сам посмотреть, что происходит в лесу. Он превратился в ветер и полетел по лесу. Увидев, что там происходит, он воскликнул: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетел в свой терем, забрав с собой всех помощников. Люди сначала ничего не поняли. Они пошли в лес, но там было пусто: лишь один мусор и сухие деревья. Очень тяжело пришлось людям: они часто грустили и плакали. И Хозяин леса сжалился и послал листочки. Увидев их, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали лес.

- Предлагаю участникам взять Листочек и передать его по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Листочек, говорит: «Если бы я был Листочком, я бы попросил у людей…

8. Подведение итогов.

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Творческих успехов Вам!

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы - талантливы все»!

Библиографический список:1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.

2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.

3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - Санкт- Петербург 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/

Н. А. Рыжова. - Москва 2002
2023