Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf
Предисловие. В настоящее время педагоги в ДОУ применяют различные виды интегрированных занятий, с целью укрепления психического и физического здоровья детей. Одним из таких методов являются речедвигательные упражнения. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально-волевую сферу ребенка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребенка, создает фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.
Речедвигательные упражнения в педагогике рассматриваются как одно из средств коррекционного воздействия на детей, имеющих общее недоразвитие речи. В свое время проблемой взаимодействия движений и речи детей занимались известные педагоги А. В. Запорожец, М.М.Кольцова, В.С.Мухина и другие. Они доказали благоприятное влияние данных упражнений на формирование правильной речи у детей с разными нарушениями. Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость. Мухина В.С. определяет речедвигательные упражнения как систему физиологически обусловленных двигательных умений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Отмечая важность исследования произвольных движений, Запорожец А. В. указывал, что их формирование у человека происходит при участии речи, имеющем абстрагирующую и обобщающую функцию. М.М.Кольцова пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат — и что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. В.И. Лубовский вслед за М.М. Кольцовой считает неопровержимо доказанным, что развитие движений в преддошкольном возрасте оказывает благоприятное влияние на формирование речи. Он указал на теоретическое и практическое значение раскрытия взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы. Механизму взаимодействия движения и речи серьезное исследование посвятил Н.А. Бернштейн. Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, то и степень управления этими движениями различна. Н.А. Бернштейн выдвинул теорию уровневой организации движений. Разрабатывая иерархическую систему регуляции двигательных функций, он отнес речь к высшему уровню организации движений. Это кортикальный речедвигательный уровень символических координации и психологической организации движений. При этом речь оказывается неразрывно взаимосвязанной со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций. Любое ритмичное движение активизирует речевой центр мозга ребенка, способствует развитию межполушарного взаимодействия, формированию фонематических процессов, совершенствует общую, мелкую и артикуляционную моторику. Поэтому, важно заниматься развитием чувства ритма у детей в доступной для дошкольников форме, используя в своей работе речедвигательные упражнения в разных видах деятельности.
Основные преимущества использования речедвигательных упражнений:
• речедвигательные упражнения включается в структуру коррекционной деятельности на разных этапах работы;
• проведение нетрадиционных обучающих и развивающих мероприятий с использованием речедвигательных упражнений существенно повышает мотивацию к занятиям;
• использование речедвигательных упражнений оказывает оздоровительный эффект, т.к. направлены на становление правильного диафрагмально – рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно – кинестетической основы в составе двигательного акта;
• широкий спектр применения в разнообразных видах коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, формирование навыков звукового анализа и синтеза, лексико – грамматического строя и развития связной речи).
При проведении речедвигательных упражнений целесообразно следовать следующим принципам.
1.Включать речедвигательные упражнения в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
2. Использовать речедвигательные упражнения с традиционными методами, принятыми в логопедической практике.
3. Речедвигательные упражнения проводить ежедневно, без пропусков.
4. Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке по специально разработанным комплексам. От детей требуется точное выполнение движений и приемов из разного положения тела.
5. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения текста. По мере овладения текстом, объединяются с двигательными упражнениями. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала с двигательным сопровождением.
6. Использовать речедвигательные упражнения, которые соответствуют определенной лексической теме.
Речедвигательные упражнения способствуют развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.
Речедвигательные упражнения.
Речедвигательное упражнение «Астроном». Цель: координация речи с движением.Астроном наморщил лоб, стоят лицом в круг, морщат лоб
Астроном – ученый.
Он на звезды в телескоп изображают, как смотрят в телескоп
Смотрит ночью темной.
Далеко они от дома, идут по кругу на носочках, руки на поясе
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному: останавливаются, смотрят в круг
Есть там люди или нет? пожимают плечами
В Степанов.
Речедвигательное упражнение «Грядка». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Я давно весну ждала. идут по кругу, взявшись за руки
У меня свои дела.
Мне участок в огороде
нынче мама отвела. останавливаются, смотрят в круг
Я возьму свою лопатку, изображают, как копают
Я пойду вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна, «рыхлят грядку граблями»
Это любят семена.
Посажу на ней морковку идут по кругу и «разбрасывают семена»
И редиску, а с боков
Будут кустики бобов.
В.Глущенко
Речедвигательное упражнение «Клен». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
За окном сосулька тает, стоят лицом в круг, руки на поясе,
4прыжка на носках на месте
Ветер тучи рвет в клочки. руки вверх, наклоны туловища влево-вправо
Разжимает, разжимает сжимают и разжимают кулачки
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка на носках на месте
И, едва растает снег, наклоны вправо-влево
Мне зеленую ладошку показывают правую ладошку
Клен протянет раньше всех.
С. Коган
Литература
1. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика [Текст]: А. Я. Мухина. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009, -123 с.2. Мухина, А. Я. Применение речедвигательных упражнений при вызывании, автоматизации и дифференциации гласных звуков [Текст] / Н.Ю. Михайлова, КХ А. Григорова // Логопедия. -2006. - №4(10).
3. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушение речи [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведения / Г.Р.Шашкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
5.(http://voproskmame.com/publ/razvitie_rebjonka/svjaz_rechi_i_melkoj_motoriki_ruk/4-1-0-86) [Электронный ресурс]
6.http://www.deti74.ru/forum/index.php?topic=18083.msg336998 [Электронный ресурс] Речевые игры: что это такое и как в них играть.