Актуальные вопросы начального общего образования

Ложкина А.Д. Влияния проектной деятельности на формирование читательской грамотности младших школьников

Библиографическое описание:

Ложкина А.Д. Влияния проектной деятельности на формирование читательской грамотности младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Главной почвой для развития читательской грамотности ребенка являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, определённую точку зрения.

Умение читать, находить важное, выделять смысл и работать с текстом помогает ученику конструктивно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса; при этом обогащается процесс общения, интенсивно протекает учебная деятельность, дети увлеченно обсуждают возникшие проблемы, приобретается широкая информация все это способствует эффективности учения, укреплению социальных связей младших школьников между собой, воспитанию и укреплению их коллективных устремлений, что приводит к определенному «обтачиванию» используемых методов, оптимальному построению процесса обучения, в целом.

Практические действия с учебными материалами расширяют сферу детских интересов, дети учатся вчитываться в текстовый материал, работать с ним. Ребенок младшего школьного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Главное в системе работы по развитию читательской грамотности младших школьников, по нашему мнению, то, что учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, стиль взаимодействия педагога с детьми – демократичным, а тон доброжелательным. Ученые говорят о необходимости надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. Таким образом, наиболее выгодным методом по развитию этих качеств является проектная деятельность.

Если использовать проектный метод в обучении, то уроки проходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, учат самостоятельно делать выводы. Младший школьный возраст – начальный этап вхождения в проектную деятельность.

Однако до сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, влияющие на развитие читательской грамотности младших школьников в проектной деятельности, не выявлены критерии, принципы отбора и условия применения такого материала на уроках в начальной школе. Анализ школьной практики показывает, что зачастую преподавание строится на основе инициативы, личного опыта и пристрастий педагогов, при отсутствии необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям учителей, перегрузке учащихся.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);

владение коммуникативными навыками, толерантностью;

умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

Проектная деятельность младшего школьника представляет собой условное воспроизведение реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Пример 1. Фрагмент проекта по формированию читательской грамотности у учеников 2 класса.

Авторы: ученики 2 «Б» класса.

Класс: 2

Тема: «Золотая книга сказок»

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

Цель: включение детей в процесс создания книги на условиях самостоятельности и добровольности выбора деятельности.

План проекта:

Беседа о сказках;

Чтение волшебных сказок;

Выявление основных этапов развития сюжета в сказке;

Написание сказки самостоятельно;

Выполнение иллюстрации к сказке;

Представление продукта проекта.

В работе над проектом учащиеся не просто приобретают знания, но формируют и развивают навыки исследовательской работы, решения задач, умения работать с информацией. Происходит интеграция содержания образования и творческого потенциала учащегося. Это выводит обучающихся на качественно новый уровень; у них формируются и развиваются методологические умения, позволяющие выявить затруднения в собственной деятельности, формулировать возникшие проблемы, определять пути их решения, систематизируя известные знания и приобретая новые в процессе работы, адекватно оценивать качество результата и определять способы его коррекции в случае необходимости.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка. В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусматривать последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

- объективно оценивать саму деятельность и результат проектирования.

Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления. Реализация такого подхода не вызывает сомнений, так как такого рода деятельность позволяет детям проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Библиографический список1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104с.

2. Образцов, П. И. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10315-1. – Текст: непосредственный.

3. Суртаева, Н. Н. Педагогика: педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12491-0. – Текст: непосредственный.
2023