Бобрикова Е.В., Рядинская Е.В. Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников
Библиографическое описание: Бобрикова Е.В., Рядинская Е.В. Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка − это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности и именно в этот период должны формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, что в дальнейшем даст хороший задел для осознанного и бережного отношения к природе, рациональному использованию ее ресурсов.
Работая по данной теме, определили для себя задачи:
- учить детей осознавать себя частью природы;
- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
- воспитывать у детей активную жизненную позицию;
- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;
- формировать умение рационально использовать природные богатства;
- формировать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;
- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Задача воспитателя − создавать ситуации, в которых у ребят могут возникать радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу. Но как приобщить к этому ребенка? Ведь он еще очень мал для того, чтобы понять и почувствовать это самостоятельно. И тут на помощь приходит игра.
Игра, как известно, основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе.
Интересная игра создает бодрое, радостное настроение, делает жизнь детей полной, удовлетворяет их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, если лишен увлекательной игры. Для того, чтобы ребенок получил необходимую информацию, знания и умения, в своей работе используем разнообразные методы и приемы (создание проблемной ситуации, внесение игрушки, сюрпризный момент, экспериментирование, использование разных видов оценок - приз, словесная положительная оценка, «Лесенка успеха», аплодисменты товарищей, фишки).
Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываем цель и дидактическую задачу, определяем место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектируем саму игру и определяем степень участия в ней всех детей. При изготовлении игр своими руками обращаем внимание на привлекательность, яркость, эстетичность, многофункциональность, а также на постепенное усложнение игр с учетом возрастных особенностей.
Дидактические игры используем не только в свободной деятельности воспитанников, но включаем в непосредственную образовательную деятельность по всем образовательным областям. Во время занятий осуществляем непосредственное обучение, с применением дидактических игр. Познавательные задачи объединяются с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).
Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах окружающих предметов, развивать умение, выделять сходства и различия, совершенствовать восприятие, внимание, память.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Мы в своей деятельности большое внимание уделяем настольно-печатным играм.
Настольно-печатные игры − интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Ребятам очень нравятся такие игры, как «Осенние находилки». Целью игры является − распознать картинку по её контуру, найти среди других и поместить на нужный лист. Игра способствует развитию внимания, зрительной памяти. У детей также развивается речь при проговаривании предметов на картинке. На закрепление можно задать такие вопросы как: «Какого цвета? Где живет? Чем питается?». Если речь идет не о неодушевленном предмете, то можно спросить: «Для чего он служит или кому это предмет может пригодиться?»
Такая игра как «Найди тень. Осень» не только знакомит детей с признаками осени, но развивает у детей внимание, воображение, усидчивость.
У этой увлекательной игры есть несколько вариантов:
1. На столе разложить карточки с цветными картинками. Пусть ребенок их хорошо рассмотрит, можно проговорить с ним каждое название изображения. Затем дать картинку с тенью. Необходимо найти соответствующую цветную карточку и наложить тень на нее.
2. Можно устроить игру, противоположную первому варианту. Разложить карточки с силуэтами. Дать ребенку вырезанную цветную картинку. Нужно найти соответствующий силуэт и наложить поверх него цветное изображение.
3. Выложить отдельно карточки с картинками цветными и карточки с тенями. Необходимо каждой тени найти подходящую картинку.
Ребята с удовольствием самостоятельно занимаются с этой игрой. Немаловажно, что такая игра помогает ребятам в вопросе социализации: они договариваются о варианте игры, выбирают ведущего, если нужно.
Обратимся к следующим играм, которые увлекают наших детей. Это дидактические настольные игры «Чьи следы?» и «Кто что ест?». Как уже догадались, эти игры направлены на особенности и характерные признаки животных.
Используя в своей работе данные игры, мы создаем условия для активизации словаря ребенка, развиваем способность анализировать, закрепляем знания по темам «Дикие и домашние животные». У детей также развивается зрительный анализ изображений, развитие мелкой моторики рук.
Также мы используем игры на подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре − нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: по форме, цвету и др. Для развития памяти мы используем игры, направленные на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр являются также закрепление у детей знания количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» помогает формировать доброе отношение к миру природы, закреплять основные правила поведения на природе. Дети выбирают подходящий запретный знак к подходящему месту в нашем лесу и объясняют, почему они считают, что этот знак соответствуют их выбору и рассказывают, как нужно себя вести в данной ситуации.
Дидактическая игра «Животные Белгородской области» знакомит детей с обитателями родного края.
Экологическая игра «Польза-вред» помогает понять детям, что в природе все взаимосвязано и полезно. Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?». Дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?» (так можно подбирать любые вопросы).
Дидактическая игра «Сортируй отходы вместе с Эколятами-дошколятами» предназначена для подгрупповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. Дети с огромным удовольствием сортируют отходы по контейнерам. Контейнер голубого цвета предназначен для отходов из бумаги, контейнер серого цвета – для металла, контейнер зеленого цвета – для отходов из стекла, а контейнер оранжевого цвета – для отходов из пластика.
Использование данной игры способствуют формированию представления у детей о том, что сортировка мусора и вторичная переработка необходимы для сохранения окружающей среды; умению классификации предметов по материалам, из которых они изготовлены; логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, мелкая моторика рук; уважение к труду и бережное отношение к окружающему миру природы.
Настольные игры у детей старшего возраста не проходят без словесного сопровождения. Они с удовольствием описывают то, что видят на картинке, демонстрируют движения и действия. В таких играх мы добавляем обучающую задачу − развивать речь детей, воображение и творчество. Часто ребенок прибегает к имитации движений или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха и др.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, используем игры-путешествия, игры с игрушками-аналогами, игры с литературными персонажами, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.
В своей практике также используем игры «Закончи предложение» – воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец («Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...»).
Интересными являются игры «Загадки-описания» – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
«Отгадайте загадку, – говорит воспитатель. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.
Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает-не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
Дидактические игры экологического содержания используем во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Обращаем внимание детей на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей. С этой целью мы размещаем информацию в уголки для родителей («Комнатные растения», «Ядовитые растения леса», «Птицы – наши друзья» и другие), проводим консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе с эколятами», «Лекарственные растения», и так далее, проводим индивидуальные беседы.
Используем нетрадиционные формы работы с родителями: фотокроссы, фоточелленджи, экологические викторины, природоохранные акции. Повышает уровень экологической культуры участие в экологических творческих выставках, приуроченных к экологическим праздникам («День Земли», «День моря», «День медведя» и т.д.).
Цель нашей работы − научить детей правильно вести себя в природе, понимать, ценить, любить и оберегать ее. И дидактические игры экологического содержания помогают в этом. Мы стараемся, чтобы дети принимали непосредственное участие в изготовлении дидактических игр, это им очень интересно. А также в процессе изготовления игр дети закрепляют полученные ранее знания, да и желание поиграть в новую игру, изготовленную с их помощью, очень велико. После проведения тематической недели «Домашние животные», мы придумали игры «Кто где живет?», «Волшебный мешочек» (дети на ощупь узнают животное, попутно рассказывают о нем: где живет, чем питается, о его характерных особенностях).
Таким образом, использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми знаний, умений и навыков. Выбранные методы и приемы способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Библиографический список
1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 105 с.
2. Николаева С.Н. Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 67 с.
3. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: 2013. 54 с.