Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Кохонькова Т. Г. Продуктивные виды деятельности и коллективные формы работы для формирования читательской грамотности

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Ключевые слова: читательская грамотность, чтение с пониманием, информация, текст.
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются:
- Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.
- Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
- Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста.
- Читательские действия, связанные с использованием информации из текста.
Задача учителя русского языка и литературы - научить осознанно, правильно, выразительно читать, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, самостоятельно выбирать книги для чтения, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях), высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика героя;
● написание отзыва;
● написание сочинения.
При планировании занятий и подборе дидактического материала я предусматриваю обязательные задания по работе с текстом:
- озаглавливание текста и его микротем;
- деление на логические части;
- нахождение информации, ответы на вопросы по пониманию текста;
- определение главной мысли, темы, ключевых слов;
- составление плана и событийной цепочки;
- аргументация ответа, обоснование собственного мнения
Для формирования навыка поиска и интерпретации информации учащимся может быть предложено задание следующего характера:
1. Прочитай текст
Совокупность всех неровностей земной поверхности называется рельефом. Вы уже знаете, что есть рельеф всей Земли – возвышенности материков и впадины океанов. Каждая из этих частей тоже обладает своим рельефом. Есть рельеф и у каждой страны. Изучение рельефа страны очень важно. Во-первых, от него зависит природа тех или иных районов. Вы, наверное, сами видели, как весной на южном склоне холма уже цветут цветы, а на северном еще лежит снег. Это тем более верно для больших территорий, природные зоны которых в значительной степени зависят от их рельефа. Во-вторых, изучение рельефа позволяет определить, где и какие искать полезные ископаемые – те, самой природой созданные вещества, которые мы перерабатываем в изделия промышленности. Например, в горах часто находят рудные месторождения. Из добытой там руды выплавляют металлы. На равнинах чаще встречаются нерудные полезные ископаемые, прежде всего нефть, уголь, торф. Эти полезные ископаемые образовались из остатков древних растений и животных, которые по большей части жили на равнинах.
2. Озаглавь текст и запиши заголовок.
3. Раздели текст на смысловые части черточками.
4. Озаглавь каждую смысловую часть текста и запиши заголовки по порядку.
5. Найди в тексте ответы на вопросы и запиши их:
А) Что такое рельеф?
Б) Что входит в рельеф всей Земли?
В) Какие месторождения чаще всего находят в горах?
Г) Где чаще всего встречаются нерудные полезные ископаемые?
6. Опираясь на данные из текста и собственные сведения, напиши, почему важно изучать рельеф?
7. Сформулируй и запиши тему текста:
8. Сформулируй и запиши главную мысль текста.
9. Перечитай текст, подготовься к пересказу. Запиши на отдельном чистом листе свой заголовок и план текста. Напиши подробный пересказ текста, соблюдая деление на абзацы.
На уроках развития речи использую алгоритм работы над изложением (работа в парах):
1. Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту.
2. Разбить тексты на абзацы.
3. Подготовить к работе таблицу:
О чём абзац
Заголовок абзаца
Новые (трудные) слова
Объяснение смысла





4. Один из партнеров читает абзац, второй слушает.
5. а) Вместе выделить новые слова, понятия, объяснить друг другу их смысл, записать в таблицу;
б) Записать слово, употребленное в переносном значении;
в) Запомнить трудные слова.
6. Обсудить, как озаглавить абзац, записать в таблицу предложение, выражающее смысл абзаца и заголовок к этому абзацу.
7. Второй партнер пересказывает первый абзац.
8. Второй абзац прорабатывается в такой же последовательности (с п.2 по п.5)
9. Примечание: озаглавив каждую часть (абзац) словами текста, вы получите план изложения.
При планировании урока стараюсь четко определить, над какими умениями необходимо работать и как организовать коммуникацию, чтобы каждый ученик был активен и включен в работу. Для этого использую следующие задания.
Карточка № 1. (Работа в парах)
- Самостоятельно прочитай теорию параграфа 22.
- Вместе с напарником заполни таблицу, приведенную ниже.
- Расскажи напарнику (с опорой на таблицу) правило, получи его оценку.
- Выслушай ответ напарника, поставь ему оценку.

Вопрос
ответ
Тип предложения

Главный член

Значение лица

Пример (предложение)

Оценка за ответ


Карточка № 2.
Впишите вместо пропусков недостающие слова. Запишите в качестве примера одно предложение.
Определённо-личные предложения – это ________________________ предложения, в которых сказуемое – глагол стоит в форме _________________.
Определенно-личные предложения выражают __________________________________________________________________.
Пример:___________________________________________________________
Карточка № 3.
1.Запиши предложения в таблицу.
2.Подчеркни основы.
3.Определи форму сказуемого-глагола.
4. Обменяйся карточками с напарником, проверь его работу, поставь оценку.

Предложение

 Форма глагола
1.

2.


Учащимся для самостоятельной работы может быть предложена памятка

«Как составлять развернутый план»:

ü Внимательно прочитай изучаемый материал.
ü Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана).
ü Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавь (подпункты плана).
ü Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Практические задания по формированию навыков читательской грамотности на материале произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
I.         Алгоритм работы в паре:
1.        Прочитайте друг другу отрывок:
Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», - отрешенно подумал он.
2.        Отметьте знаком «+» верные утверждения:
- Таинственный шорох заставил Васютку побежать?
- Васютка пять раз спотыкался, падал и вставал.
- Васютка упал с валежин лицом вниз в мокрый мох.
- Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил.
3. Ответьте на вопрос:
- Какие действия мальчика говорят о том, что ему было очень страшно?
4. Сформулируйте основную мысль абзаца.
II. Работа с текстом.
- Перескажите эпизод, в котором рассказывается, как Васютка разводил костёр.
- Опираясь на текст, составьте рекомендации по приготовлению на костре блюда из глухаря (письменная работа)
В результате такой деятельности наблюдается высокий уровень понимания исходного текста, развивается интерес к предмету, происходит осознанное восприятие материала, а это способствует достижению хороших результатов. С выполнением заданий итогового устного собеседования в 9 классе успешно справляются 100% обучающихся. Одиннадцатиклассники получают «зачёт» за итоговое сочинение без пересдачи. При прохождении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах все обучающиеся успешно выполняют задание 1 ( изложение), задание 9 (сочинение) ОГЭ и задание 27 (сочинение) ЕГЭ.
Литература:
1.       Запятая.О.В., Ланина Т.А. Диагностика общих умений коммуникации учащихся// Справочник заместителя директора школы. - 2011. - №2. – С. 44-56.
2.       PISA 2018. Draft Analytical Frameworks // OECD [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf
3.       Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub
2020