Библиографическое описание:
Шевченко В.П. Организация центра грамоты и речи в соответствии с принципами «говорящей» среды // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Очень часто ситуация с центром грамоты и речи складывается следующая: его либо не выделяют (подменяя «книжным уголком»), либо он столь же не функционален, как и центры математики и экспериментов.
Итак, этот центр целесообразно выделять, начиная со средней группы, именно в этом возрасте у части детей просыпается интерес к буквам, ведущий к появлению свободного письма. Кроме того, необходимость особого внимания к речевому развитию детей (и, как следствие, создание центра грамоты и речи) отражена в инструментарии Региональной системы оценки качества. Показатели 2.2.13 и 2.2.14 «Педагоги пробуждают у детей интерес к письменной речи (организуют игры, в ходе которых дети изготавливают книжки-самоделки, «пишут» письма, рецепты и пр.; предлагают детям рассматривать книги, журналы, альбомы и т.п.)» и «Знакомят с буквами, со звуковым составом слова * начиная со средней группы».
Соседство этого центра возможно с центрами для познавательно-исследовательской деятельности и с центром книги. С последним, кстати, удобна его полная интеграция. Постарайтесь, по возможности, отделить центр грамоты и речи от центров высокой двигательной активности.
В центре обязательно будут нужны стол, место для вертикального письма и место для публикации.
Чем же наполнить центр грамоты и речи? Мы перечислим несколько вариантов, они далеко не исчерпывающие, вы сможете легко дополнять этот перечень своими пособиями. Главное – соблюдать принцип автодидактичности.
В центре должны быть:
· разные виды букв – на плакатах, кубиках, наборных досках, наглядных настенных азбуках;
· буквы и слова, вырезанные из журналов, газет;
· буквы из разных материалов, в том числе буквы разных алфавитов, разных начертаний, слова на других языках.
Ключевой момент состоит в том, что, если детям просто положить буквы, они не будут понимать, как с этим играть, следовательно, не будет выполнен принцип автодидактичности. Мы должны создать дополнительные проводники: карточки с картинками, словами, и, возможно, полем для копирования.
Буквы можно не только писать, но и выкладывать их. Для этого не обязательно покупать готовые пособия с буквами, их можно написать на камешках, крышках, палочках из-под мороженого. Причем, сделать такое оборудование могут сами дети (тогда ценность такого пособия для детей возрастет в несколько раз).
Продолжим перечень возможного наполнения этого центра:
· бумага разного цвета, формата и плотности (для рисования, свободного письма, создания книжек);
· механическая пишущая машинка (или старая клавиатура);
· детская типография, заготовки обложек для книг, краски, карандаши, фломастеры, маркеры, технические приспособления (диктофон, микрофон и др.);
· шнурки, тесемки, ленточки;
· клей для склеивания листов;
· тематические карточки, ребусы, кроссворды;
· зашумленные картинки, недописанные буквы, буквы для штриховок, обводок;
· игры на липучках на разные компоненты речи, слоговую структуру слова, лексику, грамматику.
Следует отметить, что в центре развития речи всегда нужна обязательная визуальная поддержка в части написания отдельных букв, имеющих лево и правосторонние элементы: Я, Е, Ё, И, Й, К, З, У, Ч, Б, В, Г, Р, С, Ц, Э, Ю.
В центре грамоты и речи прекрасно работают инструменты, позволяющие услышать голос ребенка (такие как «азбука темы», «ключевые слова», «задание дня» и т.п.).
Создание автодидактичного центра грамоты и речи в группе позволит вызвать у детей реальный интерес к освоению грамоты, что является одним из целевых ориентиров на этапе завершения освоения образовательной программы детского сада.
Библиографический список
1. Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?». Краснодар: Экоинвест, 2022. 251 с.
2. Шиян О.А. Современный детский сад. Каким он должен быть. М: Мозаика-Синтез, 2019, 301 с.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. — М. Издательство «Национальное образование», 2019, 334 с.
Шевченко В.П. Организация центра грамоты и речи в соответствии с принципами «говорящей» среды // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Очень часто ситуация с центром грамоты и речи складывается следующая: его либо не выделяют (подменяя «книжным уголком»), либо он столь же не функционален, как и центры математики и экспериментов.
Итак, этот центр целесообразно выделять, начиная со средней группы, именно в этом возрасте у части детей просыпается интерес к буквам, ведущий к появлению свободного письма. Кроме того, необходимость особого внимания к речевому развитию детей (и, как следствие, создание центра грамоты и речи) отражена в инструментарии Региональной системы оценки качества. Показатели 2.2.13 и 2.2.14 «Педагоги пробуждают у детей интерес к письменной речи (организуют игры, в ходе которых дети изготавливают книжки-самоделки, «пишут» письма, рецепты и пр.; предлагают детям рассматривать книги, журналы, альбомы и т.п.)» и «Знакомят с буквами, со звуковым составом слова * начиная со средней группы».
Соседство этого центра возможно с центрами для познавательно-исследовательской деятельности и с центром книги. С последним, кстати, удобна его полная интеграция. Постарайтесь, по возможности, отделить центр грамоты и речи от центров высокой двигательной активности.
В центре обязательно будут нужны стол, место для вертикального письма и место для публикации.
Чем же наполнить центр грамоты и речи? Мы перечислим несколько вариантов, они далеко не исчерпывающие, вы сможете легко дополнять этот перечень своими пособиями. Главное – соблюдать принцип автодидактичности.
В центре должны быть:
· разные виды букв – на плакатах, кубиках, наборных досках, наглядных настенных азбуках;
· буквы и слова, вырезанные из журналов, газет;
· буквы из разных материалов, в том числе буквы разных алфавитов, разных начертаний, слова на других языках.
Ключевой момент состоит в том, что, если детям просто положить буквы, они не будут понимать, как с этим играть, следовательно, не будет выполнен принцип автодидактичности. Мы должны создать дополнительные проводники: карточки с картинками, словами, и, возможно, полем для копирования.
Буквы можно не только писать, но и выкладывать их. Для этого не обязательно покупать готовые пособия с буквами, их можно написать на камешках, крышках, палочках из-под мороженого. Причем, сделать такое оборудование могут сами дети (тогда ценность такого пособия для детей возрастет в несколько раз).
Продолжим перечень возможного наполнения этого центра:
· бумага разного цвета, формата и плотности (для рисования, свободного письма, создания книжек);
· механическая пишущая машинка (или старая клавиатура);
· детская типография, заготовки обложек для книг, краски, карандаши, фломастеры, маркеры, технические приспособления (диктофон, микрофон и др.);
· шнурки, тесемки, ленточки;
· клей для склеивания листов;
· тематические карточки, ребусы, кроссворды;
· зашумленные картинки, недописанные буквы, буквы для штриховок, обводок;
· игры на липучках на разные компоненты речи, слоговую структуру слова, лексику, грамматику.
Следует отметить, что в центре развития речи всегда нужна обязательная визуальная поддержка в части написания отдельных букв, имеющих лево и правосторонние элементы: Я, Е, Ё, И, Й, К, З, У, Ч, Б, В, Г, Р, С, Ц, Э, Ю.
В центре грамоты и речи прекрасно работают инструменты, позволяющие услышать голос ребенка (такие как «азбука темы», «ключевые слова», «задание дня» и т.п.).
Создание автодидактичного центра грамоты и речи в группе позволит вызвать у детей реальный интерес к освоению грамоты, что является одним из целевых ориентиров на этапе завершения освоения образовательной программы детского сада.
Библиографический список
1. Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?». Краснодар: Экоинвест, 2022. 251 с.
2. Шиян О.А. Современный детский сад. Каким он должен быть. М: Мозаика-Синтез, 2019, 301 с.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. — М. Издательство «Национальное образование», 2019, 334 с.