НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Трибушная О.В. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В настоящее время актуальность проблемы развития познавательных способностей дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, что отражается в одной из образовательных областей «Познавательное развитие». Согласно этой образовательной области, образовательный процесс в условиях дошкольного учреждения необходимо строить таким образом, чтобы решались следующие задачи: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия, сознание; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [4].

Способности являются свойствами функциональных систем, которые реализуют ряд отдельных психических функций, имеющих индивидуальную меру выраженности, что проявляется успешностью и качественным своеобразием освоения и реализации деятельности [1].

Традиционным является отождествление познавательных способностей с соответствующими познавательными процессами – вниманием, восприятием, воображением, мышлением, памятью. О тесной взаимосвязи познавательных способностей говорит В.Н. Дружинин, рассматривающий познавательные способности единой системой, которой перерабатывается информация. Автором представлена следующая классификация: способность приобретать знания (обучаемость); способность преобразовывать знания (креативность); способность применять знания [2].

В старшем дошкольном возрасте основой является сюжетно-ролевая игра. А.В. Запорожец говорит о том, что сюжетно-ролевая игра – это своеобразный материальный этап процесса формирования познавательных процессов, которые позволяют в доступной для детей наглядно-действенной форме смоделировать эмоционально притягательные образцы, но из-за возрастных особенностей для них недоступных [3].

Сюжетно-ролевая игра является видом деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях способны воспроизводить определенную сферу деятельности и коммуникации взрослых, для того чтобы усвоить социальные роли и выработать навыки формального и неформального общения [5].

О творческом характере сюжетно-ролевой игры говорит К.Д. Ушинский, утверждающий, что в ней есть замысел, реализация которого сопрягается с активной работой воображения, с развитием способности к отражению своих впечатлений об окружающем мире [6].

Взяв за основу один из компонентов познавательных способностей – творческое мышление, нами разработан план развития познавательных способностей (творческого мышления) у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр (табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент планирования развития познавательных способностей (творческого мышления) у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Работу с детьми рекомендуется осуществлять в естественных условиях, где создается обстановка, которая позволяет свободно пользоваться игровыми материалами и материалами для сюжетно-ролевых игр; располагать игровой материал, атрибуты и реквизиты в доступных для детей местах; не использовать критику самостоятельных творческих проявлений детей; самостоятельно налаживать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми в сюжетно-ролевых играх.

С целью развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, в частности творческого мышления, рекомендуется использовать следующие методы в сюжетно-ролевых играх, выраженные беседой и наблюдением, обогащающим впечатления детей, для разнообразия и оригинальности игровых замыслов; обучением развернутым игровым действиям; введением предметов-заместителей; побуждением детей к «действию» с воображаемыми предметами; обогащением развивающей предметно-пространственной среды игровым материалом; побуждением принимать различные роли с передачей действий и взаимоотношений; участием в детских играх, чтобы показать игровые действия и высказывания; показом и обучением эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике; побуждением к ролевому диалогу по инициативе взрослого; побуждением самостоятельно проявлять умения к постановке игровой цели, ее принятию; мозговым штурмом; методом «гирлянды аналогий»; проблемно-диалогический методом и др.

Для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, в частности творческого мышления, в сюжетно-ролевых играх необходимо использовать совместные обсуждения педагога и детей сюжетов игры; вводить дополнительные, главные и второстепенные роли; применять предметы-заместители и обозначать предметы словом для предотвращения конфликтов; использовать очередность принятия ролей, более популярных у современных дошкольников; чередовать выбор детей на главные и второстепенные роли; изучать игровые интересы детей и формировать через любимые роли положительные навыки поведения; корректно обсуждать конфликтные ситуации в игре

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Грамотное планирование работы в данном направлении со стороны педагога обеспечивает повышение уровня развития познавательных способностей старших дошкольников.

Список литературы1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. – 672 с.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 368 с.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.twirpx.com/file/1416965/

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

5. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002. – 683 с.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений труды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005590474
2022